Многообразие путей познания. Многообразие путей познания мира Жизненная практика народная мудрость и здравый смысл

В духовном опыте человека наряду с научным существуют также и различные пути вненаучного познания. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. Многообразие путей и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря разностороннему познанию,


окружающий мир можно объяснить по-разному: не только чувства­ми и умом ученого, но и духовностью верующего человека, эстети­ческими образами или нравственными нормами.

Его можно постигать взором художника и скульптора, а также ти­пичными, родовыми способностями всякого индивида. Только так познается и постигается истина - при рассмотрении объекта в разных ракурсах, с помощью многообразных способов его истолкования.

К вненаучным путям и способам освоения человеком окру­жающего мора и самого себя относятся: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, нравственное познание и другие.

В духовно-практической деятельности человека видное место занимает обыденное познание. Иногда его называют «повседневным» (или «житейским») чувственным отражением и мышлением, «обы­денным разумом». В нем отражаются ближайшие, непосредствен­ные условия и содержание жизнедеятельности людей - природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания явля­ется так называемый здравый смысл, который включает элементар­ные верные сведения о мире. Человек получает их в ходе своей по­вседневной жизни и от других людей через передачу культурного опыта. Здравый смысл служит целям ориентации в мире и его практическом освоении. Известно, например, что человеку важно знать о том, что можно потреблять в пищу, а что нельзя, что вода существует в твердом, жидком и парообразном состоянии, а при нагревании до 100°С закипает, что до оголенного электропроводни­ка дотрагиваться опасно и т.п.

Эта форма познания включает в себя не только простейшие и нужные человеку знания о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора как своеобразную кристаллизацию познавательной деятельности. Обыденное позна­ние «схватывает» поверхностную информацию о связях бытия: если птицы стали летать низко над землей - значит быть дождю; если в лесу очень много красной рябины, то это к холодной зиме. В рам­ках повседневного познания люди в состоянии приходить к глубо­ким обобщениям и выводам, которые касаются их отношения к другим социальным группам, к политическому строю в обществе, к государству. В таких обобщениях и существует народная мудрость, социокультурный опыт народов.

Обыденное познание, особенно современного человека, вклю­чает элементы научных знаний и представлений. В целом же оно развивается стихийно, «по жизни», поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования и суеверия, мистику.

Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, ко­гда еще не было свободной личности с развитым интеллектом.


Миф - это фантазийное эмоционально-образное восприятие мира, закрепившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. В древних мифах существовало очеловечивание сил ок­ружающей природы и духа, которые были непонятны человеку и над которыми он еще не имел власти. Мир в мифологическом соз­нании - это арена деятельности и соперничества богов, титанов, леших, домовых, чертей и т.п., где человек является в основном зри­телем их поединков и пиршеств.

Из древней мифологии дошли до нас, например, наивные пред­ставления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рожда­лись Земля и Небо, Ночь и День, Свет и Тьма, как появились пер­вые живые существа - боги и люди. Сохранились сказания о все­могущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне и могучей Афине, о других боже­ствах. От древности сохранилось и предание о герое Прометее, ко­торый якобы похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на вечные муки. Древ­ние мифы оставили после себя не только образный стиль мышле­ния и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую для пищу художественного творчества, развития других форм общественного сознания и всей культуры общества.

Элементы мифотворчества существуют и в сознании современ­ного общества как архетипы культуры. Это обусловлено историче­ской преемственностью развития духовного мира людей, потребно­стями не только в приобретении различных истинных знаний, но и в достаточно свободном, нестрогом мышлении, связанном с меч­той, идеалом, фантазией, надеждой.

Среди путей познавательной деятельности человека специфиче­ское место занимает религиозное познание-постижение. Оно пред­ставляет собой мышление догмами на основе веры в религиозное сверхъестественное, включает в себя сложный комплекс иллюзор­ных представлений о мире. Сущностью религии является вера в такое сверхъестественное, с которым человек может в особых усло­виях установить контакт, получить от сверхъестественного спасе­ние, защиту и иные блага, а также наказание за грехи и другие не­гативные действия. Во многих религиях главное сверхъестественное - это Бог как творец мира, его великие созидательные деяния. В этом смысле, религиозное познание - богопознание. Религиозное чувствование и мышление основаны на обладающих якобы безус­ловной истинностью догмах. Так, в христианстве основными дог­мами являются положения о троичности Бога, о сотворенности все­го сущего Богом из ничего, о присутствии божественного начала во всем земном, включая и самого человека.

Религиозное познание сформировало свою картину мира, кото­рая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и ду-


ховную культуру человечества. Религия - одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания более человечного мира, нежели этот несовершенный земной мир.

Одно из проявлений вненаучного постижения человеком окру­жающего мира - художественное отражения действительности. Оно представляет собой мышление художественными образами, воплощенное в различных формах искусства и народном творчест­ве. Художественный образ является в данном случае основным средством познания и постижения мира, чувственно-наглядным воплощением объекта познания.

Познание мира в искусстве как профессиональном художествен­ном творчестве осуществляется с помощью таких понятий, как пре­красное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное, серьезное и игровое. Важнейшими видами искусства яв­ляются театр, музыка, изобразительное искусство, архитектура, кино, аудио и видео искусство, художественная литература и др. Каждый вид искусства имеет свои методы и средства познания: звук в музы­ке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, литературный персонаж и т.д. Благодаря искусст­ву человек открывает совершенство, гармонию и красоту окружаю­щей действительности и своего бытия, научается творить новый мир по законам красоты. Но изначально художественное постижение бы­тия сформировалось в необычайно многообразном и богатом по со­держанию народном художественном творчестве.

Универсализм познавательной деятельности человека выражен философским познанием. Ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. Для философского по­знания характерен специфический язык, глубоко личностное отно­шение мыслителя к исследуемому объекту, многие другие черты. Философия стремится привести совокупность сведений о мире в стройную систему, понять все сущее как единое и многообразное. Философия - это органическое единство научного знания и обы­денной жизненной мудрости человека. Философствовать - означа­ет не только размышлять о мире, но и вопрошать о самом себе в этом мире, о смысле и целях своей собственной жизни. Философия всегда пребывает в режиме диалога с иными формами познания - обыденным и научным, мифологическим и религиозным, художест­венным. Ее предназначение - постигать всеобщее в бытии (начала бытия, его законы, связи и принципы, свойства), находить ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы. Философский интел­лект - великий дар и обретение духовной культуры человечества.

Основные понятия Вненаучное познание, обыденное познание, мифо­логическое познание, религиозное познание, ху­дожественное познание, философское познание.

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт повседневной жизни. Издавна люди не только стремились объяснять мир в целом, но и просто трудились, мучились неудачами, добивались результ отцов. При этом они накапливали и определенные знания. Вам уже известно, что в отличие от специальной познавательной деятельности, в отличие от науки, где знание самоцель, в практическом опыте они являются"побочным продуктом"Например, человек, живший на берегу реки или озера, строила корабль, лодка для плавания по волнам. Основным результатом такой деятельности должно было стать судно, а побочным - знание о то, какое дерево взять, как и чем его обработать, какую форму придать плавучем средства передвижения. При этом закон. Архимеда был неизвестен строителю судна. Но если лодка выходил удачным, то скорее всего пр. Авила, по которым он был построен, вполне соответствовали научным положением, пусть даже неизвестным строителю-практику. Массу знаний практического характера давала людям деятельность ремесленника, земледельца повара, врача, винодела, строителя и т.д.. Обязательным способом формирования практического знания было ученичество у опытного наставника, мастера, умельцы, умільця.

Практическому знанию, возникающий в ходе накопления опыта, соответствует и свой язык. Вспомните:"на глаз","чуть-чуть"и т.д.. Попробуйте точно определить в граммах, минутах, сантиметрах, сколько это профессий ийна мастерство владельца такого практического знания требует способности «ловить» микрона и мг, доли секунды, умение ориентироваться во всем многообразии инструментов, материалов, условий труда по к мощью памятных знаков, привычки, сноровкисті.

В процессе приобретения жизненного опыта человек усваивает не только практические знания, но и оценки, нормы поведения, причем усваивает их словно исподволь, без специальных усилий, действуя по образцу. Знание, связанных ни с повседневным опытом, иногда называют духовно-практическими. От них один шаг к народной мудроститі.

НАРОДНАЯ мудрость и здравый смысл

Рост объема и усложнение деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения практики в виде описаний. Причем такие описания содержали ни ибы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народную мудростьті.

На ранних этапах истории человеческая мудрость приписывалась прежде богам, в виде дара наделяли ею отдельных людей. У древних греков олицетворением мудрости была. Афина. Паллада. Считалось, что люди, я коснулась"искра. Божья", приобретали способность рассуждать о неизвестном, предсказывать ход событий, направляемых самими богами. С разрушением устоев общества, в котором царила мифология, изменилось и понимание мудрости. Она стала трактоваться как умение разбираться в земных событиях самих по себе, без соотнесения с миром. Богиогів.

основании обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения, содержащие практические выводы. Все знают выражение:"Куй железо, пока горячо"Родилось это суждение по наблюдению, что металл вар рто обрабатывать в таком состоянии, когда он легче поддается обработке. Оно означает призыв делать что-либо вовремя, пока условия способствуют деятельности. Сейчас оно может означать действия, совершенно не связанные с ковальсь кем ремеслом. Большинство положений народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связанные сначала с практической предметной деятельностиністю.

Загадки тесным образом связаны с искусством древних оракулов, предсказателей, прорицателей. И вместе с тем, народная загадка доступна любому человеку, обладающему природным умом и жизненным опытом

Отличительной чертой народной мудрости как своеобразного свода рецептов поведения для разных случаев является ее неоднородность, противоречивость. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одни их и тех же явлений, поступков. В своде народной мудрости можно найти прямо противоположные суждения по тому же поводу. Например:"Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня", а рядом:"Рано к от вечера мудренее"Вы сами можете продолжить подбор таких парных суждений на уровне народной мудростиості.

Теперь обратимся к тому, что такое здравый смысл. Словарь определяет его как взгляды людей на окружающую действительность и самих себя, стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта, причем эти поглощения крышки является основанием для практической деятельности и морали. Попробуем разобраться в этом толкованиині.

Прежде здравый смысл включает определенные знания, усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности. Эти сведения усваиваются той мере, в которой человек овладевает живым, непосредственным опытом совр. Чесноков, навыками человеческой жизнедеятельности. В этом смысле здравый смысл составляет так называемое естественное мышление и присущ каждому здоровому человеку. Так, с точки зрения здравого смысла, если не знаешь, я к пользоваться каким-то прибором, целесообразно спросить у знающего, а если такового нет - не трогать прибор без крайней необходимости. Здравый смысл подсказывает, что лучше не делать того, что может навредить другим и себе самоммому.

Несомненно, здравый смысл фиксирует многократно проверенные, казалось бы, очевидные сведения. Но можно всегда и во всем доверять только ему? олько здравого смысла?

Следует заметить, что здравый смысл, будучи тесно связанным с опытом многих людей, опутан заблуждениями, предубеждениями, устойчивыми представлениями, стереотипами, принимаемые людьми данной эпохи как абсолют тные, незыблемые истины. Так, во времена. Гомера считали возможным существование людей с псовой головами. Это вызвало удивление, но не сомнение. Здравый смысл - явление достаточно консервативное, почти неизменно, новые сви дчення трудно вытесняют предыдущие, однако все же со временем изменения происходят. Возможно, и неплохо, что в процессе непрерывного развития представлений о мире остаются неизменными некоторые сферы знаний, стесняет ться не столько на науку, сколько на живой опыт предкидків.

1. Что такое познание; структура познавательной деятельности.

2. Ненаучные формы познания: мифологическое, религиозное, обыденное

3. Чувственное познание и его формы

3. Рациональное /логическое познание и его состав

4. Научное познание. Истина относительная и абсолютная

Познание («гносеология» от греч. gnosis –познание и logos – учение)– это деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.

Знание – это результат познания, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий, которые в значительной мере закрепляются в знаках естественных и искусственных языков.

Познание включает в себя:

- субъект познания - им является человек;

- объект познания – им является то, что познается человеком (природа, общество, человек);

- условия познания (базис познания) - материальные средства, используемые в познании (орудия, приборы, инструменты и др.), информация, имеющаяся в обществе, которую субъект может использовать в своей познавательной деятельности

До того, как сформировалась наука, в жизни людей преобладали ненаучные формы познания:

А) мифическое познание (мифология) – объясняла природную и социальную действительность деятельностью сверхъестественных сил;

Б) религиозное познание вырастает из мифического, но более развито, абстрактно и отличается хорошо разработанным учением о моральном поведении людей.

В) обыденное познание - складывается спонтанно на основе повседневного житейского опыта, бытовой практики. Здесь знания разрозненны и отсутствует учение о знаниях, слабо разработаны теории. Из обыденного опыта формируется здравый смысл – усвоенные навыки практической жизнедеятельности. Здравый смысл не проникает в сущность явлений, а дает поверхностное суждение. Опираясь на традиции, он живет настоящим временем, но слабо реагирует на новые веяния жизни, ограничен в прогнозировании будущего. Прогностическую задачу выполняет наука.

Существует такое философское учение о познании как агностицизм (от греч. agnostos –«недоступный познанию») – учение, отвергающее познаваемость мира (потому что ощущения и восприятия человеком внешнего мира всегда неполны и искажены).

Но сторонники гносеологического подхода доказывают возможность адекватного познания мира, что подтверждается практической деятельностью людей.

В процессе познания выделяют два уровня (способа) познания:

1) чувственное познание и 2) рациональное / логическое познание (мышление)

Чувственное познание -

является первичным источником, непосредственной связью организма с внешним миром. Существуют следующие формы чувственного познаний (в последовательности их усложнения):

А) Ощущение - исходная форма чувственного познания. Оно отражает отдельные свойства объекта, является результатом воздействия объекта на тот или иной орган чувств человека. Человек, лишенный органов чувств, вообще не мог бы познавать, более того, он вообще не мог бы существовать. У нас имеются зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и другие ощущения.

Б) Восприятие - вторая форма чувственного познания. Это целостное (комплексное) отражение предмета или явления при прямом воздействии его на органы чувств. Здесь уже присутствует момент обобщения.

В) Представление - третья, высшая форма чувственного познания. В представлении наглядный образ объекта возникает без непосредственного контакта с организмом человека. Представление о каком-то объекте или его свойстве возникает на основе памяти, предшествующих ощущений и восприятии объекта. Это образы предметов, событий, возникающие на основе припоминания или же творческого воображения. Здесь образ объекта менее конкретный, а в большей мере «усреднённый» (обобщённый).

Тема урока: «

1. Цели урока :

§ Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;

§ Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

§ Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.

2. Понятия: «уровни человеческих знаний», «мифическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;

3. Тип урока: урок - деловая игра

4. Оборудование урока:

Ø Мультимедиа

Ø Материалы для групп

5. Литература:

· Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;

· Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.

· Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 351 с;

· Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288

· Школьный словарь по обществознанию. 10 - 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

7.План урока:

1.Миф и познание мира.

2. Жизненный опыт.

3.Народная мудрость и здравый смысл.

4.Познание средствами искусства.

5.Паранаука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Многообразие путей познания мира».

  1. Цели урока :
  • Образовательная цель: ознакомить с видами и уровнями человеческих знаний;
  • Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.
  1. Понятия: «уровни человеческих знаний», «мифическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»;
  2. Тип урока: урок - деловая игра
  1. Оборудование урока:
  • Мультимедиа
  • Материалы для групп
  1. Литература:
  • Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
  • Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010.
  • Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 351 с;
  • Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
  • Школьный словарь по обществознанию. 10 - 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

7. План урока:

1.Миф и познание мира.

2. Жизненный опыт.

4.Познание средствами искусства.

5.Паранаука.

Ход урока.

Методы и методические приемы

Виды деятельности учащихся

Прогнозируемый результат

Организационный момент.

мотивационный момент

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть.

Давайте с вами отметим отсутствующих.

Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах.

Давайте проверим домашнее задание! У меня к вам два вопроса:

  • Что такое истина? Как человек может удостовериться в истинности своих знаний о предмете?
  • Чем абсолютная истина отличается от относительной?

Хорошо! Молодцы!

Сейчас, в XXI веке, большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Сейчас очень много астрологов, экстрасенсов с обещаниями решить все проблемы, необычайно популярными стали передачи по телевизору. Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, итак тема нашего урока: «Многообразие путей познания мира»

Цель урока: ознакомиться с видами и уровнями человеческих знаний;

Мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

1.Миф и познание мира.

2. Жизненный опыт.

3.Народная мудрость и здравый смысл.

4.Познание средствами

Искусства.

5.Паранаука.

Ребята, теперь запишите задание на урок:

На протяжении урока вы будите подбирать аргументы

И в конце урока ответим на заданный вопрос.

Я предлагаю Вам ролевую игру.

Итак, класс должен разделиться на группы, каждая из которых будет представлять определенную роль убежденных сторонников своих, ненаучных способов познания мира и истины.

Сейчас я вам поднесу поднос с листочками, где будет написано, какая группа будет отвечать за какой блок.

Условие лишь одно: вы должны быть убедительны во время представления своего способа представления.

Группа I готовит выступление в защиту мифологических знаний.

Группа II готовит выступление в защиту жизненного опыта.

Группа III готовит выступление в защиту народной мудрости

Группа IV готовит выступление в защиту художественно-образных знаний.

Группа V готовит выступление в защиту паранаучных знаний.

провести урок в виде

Заслушиваем выступление

Итак, Какие знания дают мифы?

Переходим ко второй группе, которые ответят нам:

Можно ли доверять опыту?

Третья группа.

В чем состоит народная мудрость?

Задаю вопросы:

Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой:

Не спрашивай старого – спрашивай бывалого.

Иному горе – ученье, иному – мученье.

Не испортив дела, мастером не станешь.

Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

Примеры народной мудрости:

Афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить»;

Поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»;

Суждения: «Куй железо, пока горячо».

Отличительная черта народной мудрости свод рецептов поведения для разных случаев жизни.

4 группа:

Помогает ли искусство лучше понять мир?

5 группа: Можно ли полагаться на достоверность информации паранауки?

вот и закончилась наша деловая игра, и давайте подведем ее итоги.

– С какими ненаучными способами познания истины мы познакомились?

– Какой из них показался вам самым убедительным?

Что объединяет все эти направления?

Вернемся к тому вопросу, который я задала вам в начале урока:

Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине?

Таким образом:

Познавательная деятельность человека весьма разнообразна. Многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности.

Теперь запишем задание нам дом: учебник -§23 (Л.Н. Боголюбов),

Спасибо, за урок, сегодня вы хорошо работали!

Выставляю оценки…

Отвечают на первый вопрос

Отвечают на второй вопрос

Ученики записывают в тетради тему и план урока.

записывают

Отвечают учащиеся I группы - «Миф – первая фаза познания и объяснения общества».

Ученики делают выводы:

докладывают

отвечают

перечисляют

Думают и отвечают

Дети записывают домашнее задание

А. Средневековый мыслитель Фома Аквинский утверждал, что «истина есть тождество вещи и представления». Французский философ XVII в. Р. Декарт писал: «Слово «истина» означает соответствие мысли предмету». Таким образом , истинным можно считать знание, которое точно выражает сущность и свойства рассматриваемого предмета. В этом выражается важнейшее свойство истинного знания - его объективность, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов.

б. В истории философии, особенно в период Нового времени, выделились два направления, представители которых по-разному определяли роль чувств и разума в познании.

Эмпирики считали, что источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт.

Для представителей другого направления - рационалистов - критерием истины выступал разум

2. Итак, Абсолютная истина - это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.

Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец (идеал) или предел, к которому стремится наше знание. На пути к этой цели мы получаем относительные истины, т. е. неполное, ограниченное знание. Относительность наших знаний обусловлена рядом причин. Прежде всего сам мир бесконечно изменчив.

- космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной;

- антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества;

- мифы о культурных героях – мифы о происхождении тех или иных культурных благ;

- эсхатологические мифы – мифы о «конце света», о конце времени;

- биографические мифы – рождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.

Роль и значение мифов:

- черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей;

- создаем картину целостной жизни народа;

- мифы сохраняют жизненный опыт народов;

- постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с продовым опытом коллектива, сообщества людей;

- обеспечивает преемственность культурного опыта;

- передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Специфика искусства:

Характерные черты паранауки - туманность и загадочность сведений, которыми они оперируют.

Причина появления – ограниченные возможности наук4и, которая не может ответить на все вопросы.

- паранаука отличается претензией на универсальность; - завышенные претензии на внимание к себе;

- нередко нетерпимость к традиционной науке.

1.Миф и познание мира.

2. Жизненный опыт.

3.Народная мудрость и здравый смысл.

4.Познание средствами

искусства.

5.Паранаука.

Точного ответа нет на этот вопрос, но к абсолютной истине не приведут.

Материалы для группы 1.

  • Задание. Подготовьте выступление в защиту мифологических знаний,

Мифология.

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями. Но в таком случае остается непонятным, зачем было человеку в условиях жестокой борьбы за существование рассказывать друг другу сказки?

Усилиями целого поколения исследователей наконец-то выявлена важность мифа для развития общества.

Что же такое миф и как он появился?

Миф - это слово, предание. Миф – отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нем. По определению Н.А.Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности, «обмирщание») тайных, магических знаний. Сказано достаточно односторонне, но верно по существу. Миф – это действительно некое слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным. Привнося высшие смыслы в мир, миф осмысливает, упорядочивает его, гармонизирует, делает управляемым.

Миф – это подлинный Прометей, низведший небесный огонь (тайное знание и сокровенный смысл) на Землю и тем просветивший этот мир. Миф есть девственное, самодержавное, царственное слово. Мифом мир держится: миф воспроизводит мир, охраняет его, восстанавливает в нем порядок.

Миф, таким образом, представляет, по определению русского философа, религиозного мыслителя А.Ф.Лосева, магическое слово (имя), т.е. слово, открывающее тайную сущность мира и позволяющее одновременно воздействовать на мир, подчинять его. В этой своей ипостаси (качестве) миф – предшественник науки в ее преобразовательной и познавательной роли.

В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только остаются у истоков истории, но продолжают жить. Оказывается, мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды. Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется, конечно же, мифом. Его подчас трудно узнать в новом современном обличии – то научном, то поэтическом, то философском, но опытный философ сразу определит: перед ним современный миф.

Итак, миф живет, умирает и возрождается вновь. Его невозможно устранить. Ведь из него современные исследователи могут почерпнуть бездну знаний.

  • Приведенные ниже мифы были созданы разными народами. Но есть нечто, что их всех объединяет. Определите, к какому типу мифов они относятся? Какую общую мысль они несут? О чем они могут нам рассказать? Можно ли эти сведения назвать знаниями?

В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.

В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь.

В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).

Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц.

Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос – громом, кровь – реками и водоемами, волосы и усы – созвездиями, пот – дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.

Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из земли холмы и горы. С обезьянами – предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они – потомки белых обезьян.

Миф – первая форма познания и объяснения общества.

Основные тематические циклы мифов:

  • Космогонические мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной,
  • Антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества,
  • Мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ.
  • Эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времени.
  • Биографические мотивы – рождение, посвящение в полновозрастный статус, брак, смерть мифологических героев.
  • Этиологические мифы – мифы, объясняющие происхождение отдельных предметов и явлений природы и человеческой культуры.
  • Этногонические мифы – мифы о происхождении народов.
  • Календарные мифы – мифы о смене времен года.

Особенности мифологического мышления:

  • Неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т.д.
  • Замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении.
  • Все происходящее в мифе есть своего рода образец для воспроизведения, повторения.
  • Миф совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего.

Роль и значение мифов:

  • Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностей.
  • Создаем картину целостной жизни народа.
  • Мифы сохраняют жизненный опыт народов.
  • Постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей.
  • Обеспечивает преемственность культурного опыта.
  • Передает лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям.

Материал для группы 2.

  • Задание. обыденных знаний, Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

«И опыт, сын ошибок трудных…».

Особым способом познания мира является жизненная практика, опыт. В отличие от специальной познавательной деятельности, в отличие от науки, где знания – самоцель, в практическом опыте они представляют собой «побочный продукт». Например, человек строит лодку. Его цель – лодка, а побочный результат его деятельности – это знание о том, какое дерево лучше использовать, чем и как его обрабатывать и т.п. И это знание он получает только с опытом. При этом этот человек не нуждается в теоретическом обосновании, он просто знает, что, так или иначе будет лучше.

  • Это результат активного опыта, накопляемого поколениями людей.
  • Дает элементарные сведения о природе, о самих людях, условиях их жизни, общении, социальных связях.
  • Знания прочны, но разрозненны, представляют набор сведений.
  • Способ формирования практического знания – трудовая деятельность.
  • Жизненный опыт сочетает практическое и научно-практическое знание.
  • Практическое знание – это усвоение социального опыта не только с помощью языка, но и на невербальном уровне: «Дай мне действовать, и я пойму». Действия, орудия, инструменты предназначены для получения практического результата. Учитель физкультуры сначала объясняет и показывает, как совершить бросок баскетбольного мяча в корзину. Но только во время бросков ученик сам освоит технику забрасывания.
  • Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок».
  • Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические).
  • Этот вид знаний передается во время непосредственного общения, ограничен опытом отдельного человека и удовлетворяет конкретную потребность.
  • Духовно-практическое знание – это знание о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе. Например, религиозные заповеди.
  • Ученики делают выводы:
  • - опыт повседневной жизни – особый способ познания мира;
  • - способ формирования практического знания – трудовая деятельность;
  • - практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него;
  • Практическому знания свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок»;
  • - приобретаются не только практические знания, но и оценки, норму поведения.

Материал для группы 3.

  • Задание. Подготовьте выступление в защиту народной мудрости, Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

Народная мудрость и здравый смысл.

Возрастание объема и усложнение деятельности людей, направленных на удовлетворение их потребностей, приводили к необходимости фиксировать знания, достижения в виде описаний. Такие описания содержали как бы собранный воедино обобщенный опыт разных людей, иногда даже многих поколений. Такие обобщенные практические знания составили основу народной мудрости.

На ранних этапах истории человечества мудрость приписывалась прежде всего богам, которые в виде дара наделяли ею отдельных людей. У древних греков олицетворением мудрости являлась Афина Паллада. Со временем изменилось понимание мудрости – она стала трактоваться как умение разбираться в земных событиях, без соотнесения с миром богов.

Из обобщения опыта возникали своеобразные афоризмы, поговорки, суждения. Большинство положений народной мудрости, зафиксированных в пословицах, поговорках, загадках, связано первоначально с практической предметной деятельности. Загадки тесным образом связаны с искусством древних оракулов, предсказателей, прорицателей.

Отличительной чертой народной мудрости является то, что она неоднородна, противоречива. Это связано с тем, что в ней фиксируется отношение разных людей к одним и тем же явлениям. В своде народной мудрости можно отыскать прямо противоположные суждения – например, «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня» и «Утро вечера мудренее».

Здравый смысл включает в себя определенные сведения, знания, усвоенные стихийно, без специальной познавательной деятельности. Это так называемое природное мышление, которое присуще каждому человеку. Здравый смысл подсказывает, что можно делать, и что нельзя. Здравый смысл, будучи связан с опытом многих людей, опутан заблуждениями, предубеждениями, стереотипами, принимаемыми людьми данной эпохи в качестве абсолютных истин. Так, считалось, что Земля – плоская и предположение о том, что Земля круглая противоречило здравому смыслу. Здравый смысл – явление консервативное, новые сведения медленно вытесняют старые.

  • Народная мудрость – это коллективный опыт многих поколений людей в виде поучений, преданий, сказаний, примет, загадок.
  • Народная мудрость – обобщенные практические знания.
  • Примеры народной мудрости:
  • Афоризмы: «Любишь кататься – люби и саночки возить».
  • Поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
  • Суждения: «Куй железо, пока горячо».
  • Загадки: «Что хочешь, того не купишь; чего не надо, не продашь».
  • Отличительная черта народной мудрости – свод рецептов поведения для разных случаев жизни.
  • Народная мудрость – неоднородна, противоречива, т.к. к одним и тем же явлениям, поступкам выражают отношение разные люди.
  • Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта.
  • Помогает ориентироваться в окружающей реальности.
  • Верно указывает направление и способ деятельности.
  • Противостоит выдуманным схемам и штампам.
  • Не поднимается до уровня научного объяснения реальности.
  • Не проникает в сущность явлений, дает поверхностное суждение.
  • Создает иллюзию абсолютной правды и истины.

Материал для группы 4.

  • Задание. Подготовьте выступление в защиту художественно-образных знаний.

Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

Познание средствами искусства.

Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.

Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.

Искусство имеет дело с художественным освоением мира. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Так, можно изучать историческое прошлое по документам, архивным данным, но можно многое узнать о прошлом с помощью художественных произведений. Художественное произведение (а в это понятие входит и литература, и архитектура, и живопись) дает эмоционально окрашенное и яркое представление не только о том, как выглядели герои/вещи прошлого, но и отношение к ним, помогает ощутить дух прошлого.

В.Г. Белинский называл роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», поскольку перед читателем предстают разные стороны жизни русского общества. Мир чувств, образов, предстающий в лучших произведениях искусства, не только обладает способностью улавливать важные процессы, явления, стороны жизни, но и несет важную информацию, как бы оживляющую знания о мире.

Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства - это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.

Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа. Будучи отражением действительности, образ обладает определенными свойствами реально существующего предмета. С помощью художественного образа искусство создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей. Эта гипотеза непременно требует от воспринимающего и познающего мир собственной фантазии, творчества, глубокой мыслительной деятельности, наконец, готовности воспринимать мир таким образом. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности, могут быть приравнены к научным моделям; экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут.

Специфика искусства:

  • оно является образным и наглядным;
  • для него характерны специфические способы воспроизведения окружающей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов;
  • воображение и фантазия познающего субъекта.
  • Произведения искусства помогают ощутить дух времени.
  • Особенность этой формы познания – художественное обобщение, образ. Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли.
  • Художественный образ – это отражение действительности через субъективное восприятие его самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.
  • Художественный образ создает гипотезу окружающего мира или его частей.
  • Искусство выражает эстетическое отношение к действительности.

Материал для группы 5.

  • Задание. Подготовьте выступление в защиту паранаучных знаний. Предъявите результаты своей работы, опираясь на вопросы и задания.

Там, где кончается наука.

Паранауки (лат. para – при-, околонаучное знание) отвечают на те вопросы, на которые у науки нет ответов. На данный момент к паранаукам можно отнести уфологию (о НЛО), в какой-то мере астрологию и т.п. Часто используются сведения, не подтвержденные экспериментами, не вписывающиеся в принятые теории. Паранаука отличается претензией на универсальность, для неё характерны уход от конкретных объяснений, стремление обойти те факты, которые не соответствуют или противоречат используемым ею методам. Однако не стоит однозначно отрицательно относиться к таким «паранаукам» - возможно в будущем они разовьются до статуса науки, став более объективными, и раскроют нам тайны природы, дадут ответы на такие вопросы как «существуют ли внеземные цивилизации» и т.п.

  • Паранаука – околонаучное знание.
  • Характерные черты паранауки – туманность и загадочность сведений, которыми она оперирует.
  • Причина появления – ограниченные возможности науки, которая не может ответить на все вопросы.

Отличительные черты паранауки:

  • Паранаука отличается претензией на универсальность.
  • Завышенные претензии на внимание к себе.
  • Нередко нетерпимость к традиционной науке.
  • Положительное воздействие паранауки в том, что она способствует выдвижению новых научных проблем.

Какое явление иллюстрирует приведенный ниже текст? Что вы думаете по поводу данного явления?

Знаменитый английский физик Дж. Рэлей интересовался парапсихологией и спиритизмом, а под конец жизни даже был президентом Общества психических исследований. К изучению всех этих таинственных явлений он подходил с основательностью физика- экспериментатора. Так, для проверки способностей одного медиума, который умел на спиритическом сеансе в темноте заставить духов писать и рисовать, Рэлей запаял в большую реторту лист бумаги и два карандаша. Опыт закончился неудачей, гости с того света не смогли оставить на бумаге ни следа. Эта реторта хранится в доме-музее Рэлея в Эссексе, и бумага остается чистой уже более 120 лет.

  • Каково ваше мнение по поводу следующей информации? Ответ аргументируйте.

Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и приведений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. Канадский нейрофизиолог М.Персинджер собрал 203 сообщения о появлении призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с географическими данными о магнитной активности в соответствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

  • Почему столь многие из нас с нетерпением ждут предсказаний астролога в свежем номере газеты, почему мы готовы верить этим предсказаниям и действовать в соответствии с ними? Ведь беспристрастные проверки не раз показывали несостоятельность астрологических предсказаний и прогнозов.


«Познавательные процессы» - Основные параметры ощущений Aistingute p?hidimensioonid интенсивность intensiivsus качество kvaliteet время aeg пространство ruum. Познавательные процессы Tunnetusprotsessid. Свойства восприятия Taju omadused постоянство p?sivus избирательность valivus осмысленность m?testatus апперцепция apertseptsioon.

«Проблема познания» - Мечта. Анализ, синтез, движение от простого к сложному, от явлений к сущности. Иоганн Гете работал на границе классицизма и романтизма. Истина. Основной принцип сенсуализма – «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Результат исследовательской деятельности. Итог – получение новых научных знаний – объективной истины.

«Научное познание» - Ответственность ученых за свои открытия и изобретения. План урока: Имеет дело с особым набором объектов реальности. В1-09: Архипов Алексей Максимов Максим Владимирова Ольга. Какие инструменты, сконструированные для научных исследований, вы знаете? Музыка. 3. Роль науки в современном мире. Цепная реакция.

«Проблема познаваемости мира» - Проблема познаваемости мира. Гносеология. Соответствие знания действительности. Основная проблема в философии. Виды истины. Философские решения проблемы критериев истины. Виды знаний. Основные концепции теории познания. Объективность. Гелиоцентрическая система мира. Истина. Особенности научного мышления.

«Познание мира» - Приведите примеры закона и гипотезы. Гипотеза и закон. Научное познание. Теория-особым образом построенная система взаимосвязанных утверждений,законов науки. Когда гипотеза становится законом? В чем разница между гипотезой и законом? Причины перехода людей на альтернативные формы познания- «Кризис науки».

«Познание» - Восприятие- совокупность ощущений, создающие целостный образ предмета. Истина и ёё критерии. Истина бывает относительной и абсолютной. Знание- результат познания. Истина- результат познания. Истории без людей не бывает. Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.

Всего в теме 20 презентаций

Понравилось? Лайкни нас на Facebook