Посетить монастырь. Николо-Шартомский монастырь – чудотворные иконы монаха Иоакима Свято николо шартомский монастырь

Эта обитель находится в 15 верстах от г. Шуи. Местность, занимаемая монастырем, очень живописная. Монастырь расположен при впадении реки Молохты в реку Тезу. Придание говорит, что монастырь Шартомский возник здесь по случаю явления в этом месте иконы Святителя Николая Чудотворца. Случилось это событие в царствование Василия Темного. В ознаменование чудесного образа угодника Божия тогда же, на месте явления иконы, основан был монастырь, и в ХIV веке обитель Николо-Шартомская становится известною. В это время получил большую известность игумен Никон, который много потрудился над благоустройством обители. Храмов в обители было четыре. Главный из них - древний соборный, во имя Свт. Николая Чудотворца, построенный в половине 17 века.

Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а также находящаяся в этой обители икона Казанской Божией Матери. Образ этот написан в ХVII веке жившим в обители затворником преподобным Иакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. В 1897 году эти две иконы по благочестивому обычаю стали носить по домам жителей Иваново-Вознесенска.

В обители, кроме упомянутого образа Святителя Николая, писанного на каменной доске и почитающегося древнейшим, пользуется известностью и другая икона этого святителя, писанная на дереве.

В 1506 году Великим князем Василием Иоанновичем монастырю была дана так называемая «несудимая грамота», по которой судить архимандрита и братию могут только сам Великий князь или его бояре. Подобная грамота была дана Иоанном Грозным в 1533 году. Защитительную грамоту прислал настоятелю и царь Федор Иоаннович (сын Грозного). Ею Шартомским архимандритам была предоставлена честь являться в Москву к Государеву двору после летнего Николина дня для поднесения просфор и святой воды.

Не обошли монастырь и беды. В 1619 году он был разорен польско-литовскими отрядами, а в 1649 году «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». В 1651 году прежде деревянный монастырь возводится в камне.

Революция прервала жизнь древней обители. В начале 20-х годов Николо-Шартомский монастырь был закрыт. Ценная утварь и иконы реквизированы, библиотека и оставшая часть икон сожжены. Строения монастыря стали использоваться под хозяйственные нужды.

Однако Святитель Николай не оставил своими молитвами это место. Осенью 1990 года древний Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви. Сейчас монастырь преображается молитвами и трудами насельников и, конечно, помощью благотворителей.

Настоятелем - священно архимандритом этой мужской обители является Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий, который постоянно вникает во все нужды обители. В руководстве обителью Владыке помогает назначенный им наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин).

В обители более 100 человек братии.

Монастырь занимается преимущественно строительно-ремонтными и сельскохозяйственными работами, но находит возможности и на духовно-просветительскую деятельность.

Монастырь имеет подворье в Иванове, в г. Шуе и поселке Палех. В подворьях с благословения Владыки Амвросия ведется духовно-просветительская работа, проводится воспитательная работа посредством исповеди, внебогослужебных бесед.

В конце 90-х годов по благословению Владыки Амвросия в Иванове монастырь вел строительство храма «Всех Скорбящих Радость», который находится в котловане на месте взорванного в 70-е годы храма с одноименным названием. Также в городе Иванове открыт в качестве монастырского подворья Храм преподобного Сергия Радонежского в бывшем детском саду, переданном монастырю городской Думой. Кроме храма здесь расположены и братские кельи.

Находящийся в селе Введенье Свято-Николо-Шартомский монастырь является одним из древнейших монастырей России. Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. Первое документальное упоминание об этом храме относится в 1425 году. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного. Вид монастырь имел в древности иной, чем теперь. Существующее ныне каменное пятиглавое здание было построено, если верить отметке на одном из его крестов, в 1651 году, открыто 27 апреля по благословению Суздальского и Тарусского архиепископа Сфапиона. В 1654 году монастырь от молнии сгорел до основания, а ранее неоднократно разорялся поляками и литовцами.

Монастырь во Введенье, возведён в стиле византийско-русской архитектурной школы. Это ансамбль церковных зданий и сооружений. Самое высокое из их числа - отдельно стоящая пятиярусная колокольня. Рядом с ней - величественная Никольская соборная церковь, построенная в 1651 году. Спустя 27 лет сооружена просторная (с кельями и трапезной) Казанская церковь, а вместе с ней и маленькая повседневная церковь - храм Григория Акрагантийского. Надвратная Преображенская церковь, имеет несколько обособленную усадьбу. Заложена она была раньше всех своих соседок (имеется в виду каменный вариант) - в 1626 году, а открыта только в 1813-м. Комплекс монастырских строений строг и выразителен, что вполне отвечает духу древнерусского зодчества. Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещенным к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объема имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар. Вершины закомар выровнены карнизом более позднего происхождения. Массивные четырехгранные пилоны поддерживают световой барабан и своды внутри. Внутренних стены собора, своды и грани пилонов были расписаны фресками. В 20 м от северо-западной стороны собора устремилась ввысь пятиярусная колокольня. В начале 19 века она была перестроена и воспринимается памятником архитектуры более поздней поры. Между тем в тех нижних ярусах можно увидеть формы, свидетельствующие о древнем происхождении.

В западной и южной сторонах Николо-Шартомского монастыря рассоложены кельи и переходы в трапезную Казанской церкви, которая имеет два придела.

Несомненны архитектурные достоинства надвратной Преображенской церкви. В ней, как и в монастырской колокольне два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, - древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны реки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ним единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно. Ворота, судя по мощному основанию, завершались и тогда церковью, которая была перестроена в 1813 году.

Преображенская церковь в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание.

Шартомский Николаевский монастырь, 3 класса, в 13 верстах от города Шуи, около села Пулкова. Основан до 1425 года. Существует предание, что монастырь основан по случаю явления иконы святого Николая чудотворца при великом князе Василии Темном. Соборный храм в честь святого Николая чудотворца построен в 1650 году. Здесь находятся два древние образа святого Николая чудотворца -- один на дереве, другой -- изображенный на каменной доске, и особо чтимая Казанская икона Божией Матери; с этими иконами совершается хождение по домам жителей города Иванова-Вознесенска для поклонения. Из памятников старины замечательны: царские резные ворота в церкви святого Григория; напрестольный деревянный крест в серебряной оправе, по преданию, дар святого Алексия, митрополита Московского; Острожская Библия, печатанная в 1580 году, и прочее.

В наше время, когда с духовностью в обществе определенно существуют большие проблемы, посетить святую обитель - дело полезное, важное и богоугодное... Особенно в праздник Покрова. Понятно, что вокруг чуть ли не тотальный атеизм, и рассуждать о спасении душ, как минимум - нелепо... Однако, красоту архитектурную, прошедшую сквозь века, отрицать бессмысленно. А где красота - там и истина...


Итак, третьего дня утром мы были далеко от Москвы... В Ивановской области. Вновь и вновь убеждаясь, что таких красот, как у нас, на родных просторах - не найти нигде.

Поля обработанный монахами, того самого монастыря, куда мы держали свой путь....

А вот и он - Свято-Николо-Шартомский монастырь, расположенный в селе Введенье, которое в свою очередь располагается недалеко от Шуи.

Когда именно возник монастырь теперь уже никто не помнит, однако по некоторым сведениям - он был основан в триннадцатом веке.

Пл преданию, у реки Шартомы одной крестьянкой была обретена икона святителя Николая Чудотворца. Неподалеку от того места была заложена обитель святителя Николая. Перовое документальное упоминание о ней в духовной грамоте 1425 года. А это - Надвратный храм Преображения Господня.

Мы приехали - шел снег. Оно и хорошо - на Покров должен идти снег. Считается, что именно в это время осень сменяется зимою. Собор святителя Николая Чудотворца.

Внутри монастырь - очень ухожен и чист. Видно, что заботливыми руками здесь отреставрирован каждый сантиметр.

Храм Казанской иконы Божьей Матери. Когда в 1990 году монастырь был возвращен церкви - состояние церкви было жутким: без купола, с обваленными потолками...

Но братья-монахи, во главе с чрезвычайно деятельным и бесконечно талантливым в плане хозяйственного управления, архимандритом Никоном, буквально по кирпичикам, воссоздали прежний вид монастыря...

Вместе с храмом был восстановлен примыкающий к нему братский корпус.

А в нижнем этаже была обустроена трапезная палата.

Монахи живут натуральным хозяйством. Все у них свое. Все продукты. Своя ферма, свои угодья...

Учитывая трудолюбие монахов и душу вложенную в приготовление - пища получается необыкновенно вкусной.

Вообще - монахи народ умелый. Во многом. Если не во всем.

И собеседники очень и очень образованные. Без их согласия не буду пока выкладывать их портретов (которые, надо заметить, получились)

И все у них, как у людей. Как писал святитель Феофан Затворник: "Во всяком монастыре текут две жизни. Одна - обычная житейская, - ходят, говорят, едят, спят и проч.; а другая - собственно монашеская, в молитве, в посте, богомыслии и борьбе со страстями проходящая. На виду только первая, а вторая не видна и намеренно скрывается, даже от своих, а не только от пришлых..."

Все в монастыре настраивает на какой-то особенный лад.

В монастыре - все очень серьезно. Даже план эвакуации при пожаре. Сделан не просто толково. С любовью.

Кельи монахов двадцать первого века не слишком отличаются от тех, что были в веке тринадцатом. Пожалуй только появились: мобильная связь, и, конечно - интернет.

Лет семь назад, был у меня серьезный порыв оказаться в монастыре. Но судьба дала еще шанс для реализации в миру...

Хорошая система хороша во всем. Даже, казалось бы, в мелочах - во всем читается порядок.

В августе 1993 года монастырь посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Благословил всех насельников.

После революции монастырь был закрыт, ценности реквизированны, а библиотека и иконы сожжены.

В советское время монастырские здания использовались под зернохранилища и склады...

Пятиглавый Никольский собор был воздвигнут в 1651 году. В лучших традициях московской архитектуры.

Пятиярусная колокольня в форме горящей свечи, завершила строгий архитектурный силуэт монастыря.

Преображенская церковь над святыми воротами приняла свой окончательный облик после перестройки в 1831 году.

В монастырь часто наведываются паломники, поэтому для них существует гостиница.

Вообще до революции - это был очень богатый монастырь. На его развитие деньги давала сама императрица Мария Александровна.

Да и сейчас монастырь тоже не бедствует.

Синяя птица - птица счастья

Нет, метро монахи не прокладывали...

Но в этом покое, у каждого - свое дело. Неприкаянных нет.

В монастыре думается и спится особенно хорошо.

Двери монастырей открыты для тех, кому не все равно...

Ведь именно благодаря монастырям, наша страна сохраняет духовность. Ну в том состоянии, в котором она у нас есть... Так что надежда имеется...

Снимать эти несколько зданий - огромное удовольствие.

Никогда не думал, что буду говорить такое. Всю жизнь считал себя грешником. Да и грешил изрядно....

Монахи уважают мускульную тягу.

Николо-Шартомский мужской монастырь

с.Введенье, Шуйского района, Ивановской области.

Эта обитель находится в 15 верстах от г. Шуи. Местность, занимаемая монастырем, очень живописная. Монастырь расположен при впадении реки Молохты в реку Теру.

Монастырь был основан в царствование Василия Темного на месте обретения иконы Николая Чудотворца. По преданию, одна благочестивая крестьянка, придя за водой на р. Шартому, нашла небольшую иконку свт. Николая. Она отнесла ее домой, но наутро святой образ исчез. Чуть позже его обнаружили на болотистом месте прислоненным к кочке. Это событие и послужило причиной создания здесь обители.

Преподобный Иоаким Шартомский (со старинной иконы).

Впервые в исторических документах обитель упоминается в 1425 г. (подпись ее архимандрита под грамотой суздальского ).

Некогда Николо-Шартомский монастырь был широко известен в округе, входившей в состав бывшей Владимирской губернии, и в его ведении находилось до десяти небольших монастырей и пустыней (в городах Шуе и Кохме, в селах Введенье, Пищугово, Борки, Дунилово и других местностях), а также несколько соляных варниц близ г.Нерехты Костромской губернии.

В 1506 году Великим князем Василием Иоанновичем монастырю была дана так называемая «несудимая грамота», по которой судить архимандрита и братию могут только сам Великий князь или его бояре.
Подобная грамота была дана Иоанном Грозным в 1533 году. Защитительную грамоту прислал настоятелю и царь Федор Иоаннович (сын Грозного). Ею Шартомским архимандритам была предоставлена честь являться в Москву к Государеву двору после летнего Николина дня для поднесения просфор и святой воды.

В 1619 году он был разорен польско-литовскими отрядами.

Первоначально все строения монастыря были деревянными, которые в 1649 г. "изволением божиим" все сгорели дотла от удара молнии.

С 1651 года прежде деревянный монастырь возводится в камне. Окончательно современный архитектурный облик ансамбля сложился ко второй четверти XIX в.

В XVIII в. обители покровительствовали многие дворяне Шуйского уезда и купцы из Ярославля, Ростова Великого, Кинешмы и Шуи.

В конце XIX в. монастырю оказывали материальную помощь многие шуйские и иваново-вознесенские фабриканты, однако не смотря на финансовую поддержку, обитель после постройки железной дороги Шуя - Иваново-Вознесенск, оттянувшей большой поток путников, проезжавших ранее близ монастыря, постепенно "хирела" и в предреволюционные годы уже относилась к третьему классу.

В середине 1920-х гг. обитель была закрыта, кельи превращены под жилые помещения жителей с.Введенье, пострадавших от сильного пожара, а церковные постройки первоначально пустовали, затем в них местный колхоз (позднее совхоз "Шуйский") разместил различные складские помещения. Последние здесь располагались до начала 1980-х гг. В 1991 г. , находящийся в бесхозном состоянии и интенсивно разрушавшийся, ансамбль был передан вновь воссозданному мужскому монастырю Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Как памятник культовой архитектуры комплекс Николо-Шартомского монастыря стоит на государственной охране федерального (общероссийского) значения с 1960 г. Реставрационные работы ансамбля начались в середине 1980-х гг., их проводила Ивановская СНРПМ, а после открытия монастыря и до настоящего времени - монастырская братия.

Осенью 1990 года Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращен Православной Церкви. При настоятельстве архиепископа Амвросия работы по восстановлению обители возглавил наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин). Из руин и полного запустения, с нескольких послушников началось возрождение обители, ее духовное становление. С каждым годом число насельников, приходивших с самых разных концов страны, увеличивалось.
В августе 1993 года во время своего пребывания в Ивановской епархии Свято-Николо-Шартомский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Предстоятель Русской Православной Церкви благословил всех насельников и посетил два монастырских подворья - Воскресенский Собор в Шуе и палехский Крестовоздвиженский храм.

Территория комплекса в плане представляет собой почти правильный прямоугольник со сторонами 129х147 м, вытянутый вдоль р.Тезы и с трех сторон ограниченный каменной стеной. Главный вход на территорию монастыря осуществляется через святые ворота под Преображенской церковью, расположенной на западной стороне ограды. Почти по оси главного входа, на расстоянии 32 м от ворот стоит Никольский собор, основное сооружения ансамбля. Слева и справа к надвратной стене, примыкая углом к кельям, стоит Казанская церковь с трапезной и храмом Григория Акрагантийского. Слева от собора, в 6 м от него располагается высокая четырехярусная колокольня.

Монастырь окружен кирпичной стеной с тремя восьмигранными башенками. В композиции ансамбля присутствует элемент регулярности: огромный объем собора выделен размером, центральным местоположением, симметрично поставленной перед ним на оси надвратной церковью. Однако, в целом, весь ансамбль строился по принципу живописного равновесия, характерного для асимметричных комплексов Древней Руси.


На переднем плане Святые ворота с Преображенской надвратной церковью. На заднем плане возвышается Никольский собор с колокольней. Справа от собора видно завершение Казанской церкви и рядом главка храма Григория Акрагантийского.

НИКОЛЬСКИЙ собор сооружен в 1650 г. "усердием архимандрита Иосаафа и келаря Варлаама"и через год был освящен. Он представляет собой кирпичный, пятиглавый, двустолпный, трех апсидный холодный храм, перекрытый системой крестовых и коробковых сводов. Планировочная структура - симметричная, осевая, пяти-частная. Из пяти световых барабанов только три находятся над основной частью. Апсиды продолжены до восточной пары внутренних столбов, Восточная стена не доходит до пола и опирается на своды, перекрывающие апсиды. Трехапсидный алтарь вдвое ниже четверика храма. Декор фасадов скромный. Местоположение и форма архитектурных деталей связаны с формой конструктивных элементов. Окна второго света полуциркульные, без наличников. Окна первого света - с наличниками в виде сплошных полуваликов, завершенных килем. Три перспективных портала состоят из чередующихся четвертей и полуовалов. Северный портал украшен резными из белого камня "дыньками" и напоминает порталы Владимиро-Суздальского зодчество XII-XIII вв. Цоколь декорирован поребриком. Стены внутри оштукатурены, снаружи покрыты побелкой по кирпичу. Фундаменты сложены из валунов, гранита и частично из белого камня. На стенах сохранились остатки темперной живописи, относящейся к началу XIX в.

Роспись Никольского собора

Роспись западного свода Никольского собора

Святые ворота с Преображенской надвратной церковью

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ (надвратная) церковь была заложена 1696 г., однако полностью построена и освещена лишь в 1813 г. Постройка кирпичная, типа "четверик на четверике", перекрыта сводом и увенчана восьмигранным световым барабаном с одной главой. Фундаменты из валунов. Нижний четверик с тремя невысокими арочными проездами имеет характер триумфальной арки. Над нижним кубическим объемом высится четверик храма, окруженного крытым гульбищем. Основной объем перекрыт сводом. Алтарь трех-апсидный, северная апсида использована под вход из внутреннего двора в храм. Стремясь придать сравнительно небольшому зданию величественность, зодчий избегает дробных членений фасада, оформляя его порталом дорического ордера, двумя рядами люкарн (которые освещают гульбище) и лопатками по углам.

Мозаика Николая Чудотворца над Святыми воротами (Преображенская церковь)

КАЗАНСКАЯ церковь с трапезной

КАЗАНСКАЯ церковь с трапезной построена и освещена в 1678 г. Позднее трапезная была разделена на три части и в самой южной из них устроена вторая церковь - Григория Акрагантийского (в связи с чем над трапезной была установлена вторая главка). В настоящее время композиция Казанской церкви выглядит следующим образом: четверик храма, трапезная и придел. Четверик перекрыт коробковым сводом с торцовыми лопатками и увенчен главой. Трехапсидный алтарь и трапезная по высоте вдвое ниже четверика храма. Своды трапезной крестовые, опираются на центральный столб. Вход в трапезную идет через крыльцо и перестроенное гульбище, находящееся с севера. Церковь на подклети. Под трапезной перекрытие аналогичное. В остальных - коробковые своды. Декор фасадов скромный. Пилястры-лопатки связаны с формой конструктивных элементов и разделяют функционально разные помещения. Четверик завершен поясом закомар. Все сооружение завершается карнизом из трех рядов кирпичей с напуском. Цоколь украшен поребриком. Окна храма, апсида и подклети полуциркульные без наличников, трапезная и придел - с фигурными наличниками. Западная стена усилена контрфорсами.


Покров Божией Матери, роспись в Казанском храме

КОЛОКОЛЬНЯ построена в XVIII в. Она относится к типу "восьмерик на четверике", четырехярусная. Первый ярус перекрыт сомкнутым сводом, остальные - деревянные. Облик колокольни формировался в два этапа. Первый ярус явно тяготеет к XVII в. - украшен пилястрами-лопатками, двухцентровыми окнами с треугольными наличниками. Второй ярус - полуциркульными окнами и ширинками. Третий и четвертый ярусы декорированы колоннами и пилястрами дорического ордера. Завершена ко-локольня кирпичным сводом, крытым железом, с четырьмя резалитами, проемы у которых в виде люкарн. На своде поставлен барабан с луковичной главой. Цоколь колокольни оформлен поребриком.

УГЛОВЫЕ БАШНИ ОГРАДЫ

Построены в конце XVIII - начале XIX в. Они кирпичные, расположены на северо-западном и северо-восточных углах ограды и имеют сугубо декоративное назначение. В плане они делятся на квадратную и округлую. Квадратная башня двухярусная: первый ярус - четверик с небольшими треугольными фронтонами, второй - восьмерик, меньших размеров, над которым поднимается восьмигранная шатровая крыша со шпилем. С четырех сторон башня оформлена треугольными фронтонами, выделенными трехполочным карнизом. На западной и северной гранях устроены по две спаренных пилястры, объединенных однопоясковым архивольтом. Над пилястрами располагаются две ромбовидные ниши. Круглая башня представляет собой бочкообразный цилиндр под конусовидной крышей со шпилем. До 1/3 высоты она обработана горизонтальным плоским рустом. Несколько ниже свеса кровли башню опоясывает трехполочный карниз. Кроме того, стены оформлены спаренными пилястрами и овальными нишами.

Святыни

Главными святынями монастыря считались явленный образ свт. Николая и Казанская икона Казанской Божией Матери, написанная в XVII в. затворником Шартомекой обители прп. Иоакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. С 1897 г. было установлено совершать крестные ходы, обнося эти святыни по домам жителей г. Иванова и ближних деревень.

Шуйско-Смоленская икона, хранящаяся в Свято-Николо-Шартомском монастыре

Николо-Шартомский мужской монастырь с. Введенье Шуйского района. Эта обитель находится в 15 верстах от г. Шуи. Местность, занимаемая монастырем, очень живописная. Монастырь расположен при впадении реки Молохты в реку Тезу. Придание говорит, что монастырь Шартомский возник здесь по случаю явления в этом месте иконы Святителя Николая Чудотворца. Случилось это событие в царствование Василия Темного. В ознаменование чудесного образа угодника Божия тогда же, на месте явления иконы, основан был монастырь, и в ХIV веке обитель Николо-Шартомская становится известною. В это время получил большую известность игумен Никон, который много потрудился над благоустройством обители. Храмов в обители было четыре. Главный из них - древний соборный, во имя Свт. Николая Чудотворца, построенный в половине 17 века. Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а также находящаяся в этой обители икона Казанской Божией Матери. Образ этот написан в ХVII веке жившим в обители затворником преподобным Иакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. В 1897 году эти две иконы по благочестивому обычаю стали носить по домам жителей Иваново-Вознесенска. В обители, кроме упомянутого образа Святителя Николая, писанного на каменной доске и почитающегося древнейшим, пользуется известностью и другая икона этого святителя, писанная на дереве.

В 1506 году Великим князем Василием Иоанновичем монастырю была дана так называемая «несудимая грамота», по которой судить архимандрита и братию могут только сам Великий князь или его бояре. Подобная грамота была дана Иоанном Грозным в 1533 году. Защитительную грамоту прислал настоятелю и царь Федор Иоаннович (сын Грозного). Ею Шартомским архимандритам была предоставлена честь являться в Москву к Государеву двору после летнего Николина дня для поднесения просфор и святой воды. Не обошли монастырь и беды. В 1619 году он был разорен польско-литовскими отрядами, а в 1649 году «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». В 1651 году прежде деревянный монастырь возводится в камне.

В начале 1920-х годов Николо-Шартомский монастырь был закрыт. Ценная утварь и иконы реквизированы, библиотека и оставшая часть икон сожжены. Строения монастыря стали использоваться под хозяйственные нужды. Осенью 1990 года древний Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви. Сейчас монастырь преображается молитвами и трудами насельников и, конечно, помощью благотворителей. Настоятелем - священно архимандритом этой мужской обители является Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий, который постоянно вникает во все нужды обители. В руководстве обителью Владыке помогает назначенный им наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин). В обители более 100 человек братии. Монастырь имеет подворье в Иванове, в г. Шуе и поселке Палех. В подворьях с благословения Владыки Амвросия ведется духовно-просветительская работа, проводится воспитательная работа посредством исповеди, внебогослужебных бесед.

В конце 1990-х годов по благословению Владыки Амвросия в Иванове монастырь вел строительство храма «Всех Скорбящих Радость», который находится в котловане на месте взорванного в 1970-е годы храма с одноименным названием. Также в городе Иванове открыт в качестве монастырского подворья храм преподобного Сергия Радонежского в бывшем детском саду, переданном монастырю городской Думой. Кроме храма здесь расположены и братские кельи.

Нина Мартынова



Находящийся в селе Введенье Свято-Николо-Шартомский монастырь является одним из древнейших монастырей России. Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. Первое документальное упоминание об этом храме относится в 1425 году. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного. Вид монастырь имел в древности иной, чем теперь. Существующее ныне каменное пятиглавое здание было построено, если верить отметке на одном из его крестов, в 1651 году, открыто 27 апреля по благословению Суздальского и Тарусского архиепископа Сфапиона. В 1654 году монастырь от молнии сгорел до основания, а ранее неоднократно разорялся поляками и литовцами. Монастырь во Введенье, возведён в стиле византийско-русской архитектурной школы. Это ансамбль церковных зданий и сооружений. Самое высокое из их числа - отдельно стоящая пятиярусная колокольня. Рядом с ней - величественная Никольская соборная церковь, построенная в 1651 году. Спустя 27 лет сооружена просторная (с кельями и трапезной) Казанская церковь, а вместе с ней и маленькая повседневная церковь - храм Григория Акрагантийского. Надвратная Преображенская церковь, имеет несколько обособленную усадьбу. Заложена она была раньше всех своих соседок (имеется в виду каменный вариант) - в 1626 году, а открыта только в 1813-м.

Комплекс монастырских строений строг и выразителен, что вполне отвечает духу древнерусского зодчества. Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещенным к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объема имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар. Вершины закомар выровнены карнизом более позднего происхождения. Массивные четырехгранные пилоны поддерживают световой барабан и своды внутри. Внутренних стены собора, своды и грани пилонов были расписаны фресками. В 20 м от северо-западной стороны собора устремилась ввысь пятиярусная колокольня. В начале 19 века она была перестроена и воспринимается памятником архитектуры более поздней поры. Между тем в тех нижних ярусах можно увидеть формы, свидетельствующие о древнем происхождении. В западной и южной сторонах Николо-Шартомкого монастыря рассоложены кельи и переходы в трапезную Казанской церкви, которая имеет два придела. Несомненны архитектурные достоинства надвратной Преображенской церкви. В ней, как и в монастырской колокольне два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, - древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны реки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ним единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно. Ворота, судя по мощному основанию, завершались и тогда церковью, которая была перестроена в 1813 году. Преображенская церковь в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание.

Источники: Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры №1(3) 1981. Сайт Русская Цивилизация http://rustrana.ru



Шартомский Николаевский монастырь, 3 класса, в 13 верстах от города Шуи, около села Пулкова. Основан до 1425 года. Существует предание, что монастырь основан по случаю явления иконы святого Николая чудотворца при великом князе Василии Темном. Соборный храм в честь святого Николая чудотворца построен в 1650 году. Здесь находятся два древние образа святого Николая чудотворца — один на дереве, другой — изображенный на каменной доске, и особо чтимая Казанская икона Божией Матери; с этими иконами совершается хождение по домам жителей города Иванова-Вознесенска для поклонения. Из памятников старины замечательны: царские резные ворота в церкви святого Григория; напрестольный деревянный крест в серебряной оправе, по преданию, дар святого Алексия, митрополита Московского; Острожская Библия, печатанная в 1580 году, и прочее.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Введенье (Введенское, Пупки). Расположено по обоим берегам небольшой речки Молохта, неподалеку от ее впадения в Тезу. Образовано из двух сел: собственно Введенье (правый берег) и Пупки (левый берег), возникших в кон. 14 в. у пересечения реки и старой дороги из Костромы во Владимир. Первое известие о с. Пупки относится к 1425 г. - в грамоте нижегородской княгини Марии упоминается находящийся здесь Николо-Шартомский монастырь. По преданию, село было основано кн. Василием Темным, а в 16 в. служило вотчиной князей Горбатых-Суздальских (при монастыре находилось их родовое кладбище). Уже на раннем этапе Пупки имели преимущественно торговый характер в связи с учрежденными у стен монастыря Никольскими ярмарками. Сюда приезжали торговцы из Иванова, Васильевского, Дунилова, а также городов Нижегородского уезда. Разорения 1609 и 1624 гг. от польско-литовских войск и казаков не изменили деятельности местных жителей. Здесь жили портные, кузнецы, каменщики, плотники, сапожники и часовщики, что говорит об усилении, одновременно с торговлей, ремесленной деятельности населения. Ядром планировочной композиции села явился ансамбль Николо-Шартомского монастыря, расположенный на небольшом повышении рельефа у моста через реку при въезде со стороны с. Введенье. К северу от монастырских стен раскинулась обширная торговая площадь, к которой сходятся три улицы. Их направления определены дорогами на Дунилово (совр. ул. Северная), на Кохму (Мельничная), последняя ведет к переправе у бывшей монастырской мельницы, затем устремляется на юг, через мост в с. Введенье и далее в Шую. Оба селения - Пупки и Введенское (Введенье) - были приписаны к Николо-Шартомскому монастырю. Устроенная во 2-й пол. 18 в. купцами Рябовым и Талицким полотняная мануфактура была первой из возникших вскоре 10 ситценабивных фабрик в обоих селах. Одновременно существовало несколько свечных заводов.

Развитие планировочной структуры новыми порядками изб в северо-западном направлении с. Пупки послужило образованию второго посадского центра с небольшой площадью и двумя приходскими церквами: с приделом Параскевы Пятницы (1806) и (1843). , расположенных к северо-западу от торговой площади, в начале ул. Северная, значительно обогатил панораму села. К 1851 г. известность этого разросшегося промышленного села отразилась в именовании его Большими Пупками. Планировка правобережной части подчинена первоначальному руслу реки, вдоль которой, по дороге на Кохму, формировалась уличная застройка. Второй направляющей явилась дорога на Шую, подводившая к центральной части села, где прежде находился Введенский женский монастырь, приписанный к Николо-Шартомскому, но уже в 1764 г. упраздненный. На его месте в нач. 19 в. построили . Характерно, что для застройки обоих сел основным элементом является не река, а дороги; при этом дороги через селения функционировали только летом, зимой же транзитный проезд находился в трех верстах к востоку.

Расцвет промышленного производства отразился в увеличении каменной жилой застройки обоих сел. Наиболее интересны купеческие особняки, выстроенные в формах позднего классицизма, в северо-восточной части торговой площади с. Введенье. Однако уже в 1886 г. в связи с прокладкой железной дороги Шуя-Иваново Никольские ярмарки становятся менее популярными. В Пупках остается всего 41 двор с 216 жителями, одна ситценабивная фабрика, несколько лавок и один трактир. В дальнейшем застройка развивалась в районе текстильной фабрики, расположенной к северо-западу, в правобережной части. В 20 в. здесь были построены клуб, детский комбинат, школа, а также двухэтажные типовые дома. Современный генплан села, разработанный "Росгипрониисельстроем" в 1982 г., предполагает развитие жилой застройки в южном направлении, не затрагивая историческую часть.

Николо-Шартомский мужской монастырь, сер. 17 - 1-я пол. 19 в. Заложен в кон. 14 в. при впадении р. Шартома, от которой он и получил название, в р. Молохта, в 3 км выше современного местоположения. Вскоре после закладки деревянные сооружения были смыты половодьем к с. Пупки, где и произошло его окончательное основание. Авторитет этого крупнейшего и наиболее богатого монастыря Шуйского региона закрепила несудная грамота, выданная в 1506 г. великим князем Василием Ивановичем и подтвержденная в 1553 г. Иваном Грозным. Среди вкладчиков обители числились последние суздальские князья Горбатые, из их владений в монастырь были пожертвованы в 1535 г. дер. Чернцы, а в 1553 г. дворцовая вотчина Горицы. В его синодике поминались казненные в 1537 г. Иваном IV князья Пепинские, Хованские, Пронские, Палецкие. Монастырь владел соляными варницами в посаде Нерехта, кожевенными подворьями и крепостными в Пулковской волости. Сооружения монастыря, бывшие до сер. 17 в. исключительно деревянными, вначале сильно пострадали от литовского разорения в 1609 г., а затем погибли во время пожара 1645 г. Первым после пожара в 1649-51 гг. в центре территории появился кирпичный Никольский собор, сооруженный при содействии архимандрита Иоасафа и келаря Варлаама. Его монументальные формы во многом ориентированы на архитектуру предшествующего столетия. Вскоре на южной границе монастыря, несколько западнее собора, на высоком подклете была поставлена церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери (1678) с примкнувшей к ней с запада церковью Григория Аграгантийского, ставшей впоследствии братской трапезной. Рядом с ними в 17 в. находился третий, деревянный, храм, перестроенный впоследствии в каменный во имя Дмитрия Солунского. Позднее он был упразднен, а на его месте в западной части здания устроено помещение ризницы, библиотеки и архива.

Деревянные Святые ворота с церковью Алексия-митрополита, расположенные в западной части ограды на одной оси с собором, были заменены впоследствии кирпичными, с церковью Сретения над ними. Тогда же к северо-западу от собора была поставлена колокольня с кельями в первом и втором ярусах. Таким образом, основная композиция ансамбля сложилась уже к кон. 17 в. В дальнейшем территория монастыря расширилась к северу и северо-востоку за счет стен и деревянных монастырских построек. Баня и другие хозяйственные сооружения были вынесены за южную стену ограды на берег реки. Своего расцвета монастырь достигает в 1-й пол. - сер. 18 в., когда в его подчинении находились восемь монастырей, среди которых такие, как приписанный в 1724 г. Троицкий в Шуе и приписанная в 1755 г. Воробьева пустынь близ с. Дунилово. Однако уже в 1764 г. большинство этих владений отбирается в казну, а сам монастырь по новым штатам переводится в третьеклассный. Пожар 1783 г. послужил поводом к обновлению комплекса. Особенно затянулось строительство на месте Сретенской церкви надвратного , оконченного только в 1813 г. В его композиции отразились как влияния барокко, так и позднего классицизма. К южному фасаду надвратной церкви примкнул одновременный настоятельский корпус, соединенный с ней внутренним переходом и соприкасающийся углом торцового фасада с церковью Григория Аграгантийского. С севера к надвратной церкви примыкает скромный двухэтажный корпус братских келий, построенный в кон. 1830-х гг. и переделанный в 1859-62 гг. Перестроенные в 1-й пол. 19 в. ярусы звона колокольни, а также новая каменная ограда с четырьмя невысокими угловыми башнями (из них уцелела лишь одна) принадлежат к заключительному, классицистическому этапу формирования монастыря. Сохранившиеся до настоящего времени постройки занимают юго-западную часть обширной, трапециевидной в плане территории монастыря, обнесенной оградой. Крупнейший архитектурный комплекс южного (владимирского) региона Ивановской обл., включающий ценнейшие постройки сер. 17 - 1-й пол. 19 в.

Основное и наиболее древнее сооружение монастыря. Великолепный образец культового зодчества сер. 17 в., самый ранний памятник архитектуры области, созданный под влиянием ярославской школы зодчества. Первоначальное завершение глав и кровли с позакомарным покрытием заменено в 18 в. Стены побелены по обмазке. К массивному основному объему, увенчанному мощным пятиглавием, примыкают три пониженные апсиды алтаря. Архитектура здания еще во многом связана с образцами монументальных монастырских сооружений 16 в. Плоскости боковых фасадов разделены относительно узкими лопатками на три прясла, отвечающих внутреннему членению собора; их ширина убывает с запада на восток. Верхняя часть прясел с дугами закомар (в средних помещены киоты), опирающихся на профилированные завершения лопаток, отделена несколько пониженным и раскрепованным на лопатках пояском. В центре каждого прясла помещены узкие арочные окна верхнего света, заглубленные в такой же формы амбразуры. В отличие от них, нижние проемы восточных прясел и окна апсид обведены рамочными наличниками с треугольными и килевидными завершениями. Главный вход в центре западного фасада выделен массивным арочным притвором с крупными ширинками на пилонах и поясками-полуваликами по краю цоколя и в архивольте. Арочный перспективный портал входа отличается от аналогичных на боковых фасадах большей нарядностью: он декорирован терракотовыми резными дыньками и профилированной базой. Высокие барабаны глав с небольшими полукруглыми кокошниками в основаниях обработаны аркатурно-колончатыми поясками и прорезаны узкими щелевидными окнами по сторонам света.

Интерьер крупного четырехстолпного храма производит впечатление двустолпного благодаря тому, что восточные столбы, как в ярославских храмах этого времени, слиты с алтарной преградой. Центральная глава опирается на продольные подпружные арки и дополнительные арочки, идущие в поперечном направлении. Для устройства малых глав в угловых ячейках также выложены маленькие арочки, примыкающие к стенам и основным подпружным аркам. Рукава креста перекрыты коробовыми и крестовым (западный) сводами. Апсиды алтарной части, сообщающиеся между собой, отделены от основного пространства невысокой стеной с тремя арочными проемами. В основании сводов проходит профилированный лепной карниз классицистического профиля, тянутые профили обрамляют проемы. Пол выстлан квадратными керамическими плитками. На восточной стене и в алтаре сохранилась клеевая роспись 1-й пол. 19 в. Основной объем расписан масляными красками в поел, трети 19 в. Утрачены некоторые композиции на стенах и почти все на сводах. Первоначальная роспись - выразительное произведение монументального искусства, в котором соединены барочные и классицистические черты. Живопись характеризуется тонкой манерой письма и изысканным колоритом, построенным на интенсивных фиолетово-красных, синих и золотисто-охристых тонах. В конхе центральной апсиды - композиция "Царь царем", в северной апсиде - "Великая жертва". На восточной стене в центре написана "Новозаветная Троица", а по сторонам от нее на охристом фоне - необычные гризайльные композиции "Распятие" и "Тайная вечеря" в серо-коричневых и бледно-фиолетовых тонах. На восточной стене изображены два евангелиста, два других - на западных гранях восточных столбов. Живопись в основном объеме - интересный пример росписи в духе позднего академизма. Сюжетным сценам здесь присущи грамотные уравновешенные композиционные построения, проработанные фоны и неяркий холодный колорит, в котором преобладают разбеленные синие, зеленые и желтые цвета. Более традиционны изображения святых, написанные фронтально в статичных позах. На стенах композиции расположены в три яруса. В верхнем (в люнетах) сохранились только "Коронование Богоматери" и "Рождество Богоматери". В среднем и нижнем ярусах помещены евангельские композиции и сцены из жития св. Николая. На западных столбах - изображения святых (в нижней части утр.); склоны арок и обрамления композиций декорированы орнаментальной плетенкой.

Соединены в одном здании, расположенном вдоль берега реки в южной части ансамбля. Теплая Казанская церковь с галереями и крыльцами на высоком подклете распространена к западу церковью Григория Аграгантийского с братской трапезной. Несмотря на значительные переделки (разрушена галерея и перетесан ряд проемов), здание сохранило первоначальный облик. Его композиция в целом напоминает тип поставленной на высокий подклет трапезной церкви в скромных формах суздальской архитектуры 17-18 вв. Казанская церковь выделена слегка повышенным, растянутым по оси север-юг глухим четвериком с декоративной главкой над пологой четырехскатной кровлей, а церковь Григория Аграгантийского отмечена только главкой как придел трапезной. Трехчастная апсида восточного фасада здания опирается на прямоугольный выступ подклета.

Скромное убранство фасадов составляют лопатки, отмечающие углы и членения основных объемов, ряд декоративных кокошников в завершении Казанской церкви и рамочные со щипцовым завершением наличники небольших арочных окон. Интерьер основного этажа Казанской церкви перекрыт поперечным лотковым сводом. Три арочных проема объединяют четверик с алтарной частью, перекрытой поперечным цилиндрическим сводом с лотками в торцах и конхами в апсидных нишах. Западная часть одностолпной трапезной перекрыта сложной системой коробовых сводов. В подклете своды коробовые, в западной части они опираются на мощный четырехгранный столб. Существовавшие ранее коробовые своды над западным притвором утрачены. В 17 в. стены Казанской церкви были расписаны, в 1858 г. производилось поновление росписей. Во втором этаже на своде основного объема сохранилась клеевая роспись сер. 19 в. - фрагмент композиции "Величит душа моя Господа". Церковь Григория Аграгантийского в обоих этажах представляет собой квадратную в плане одностолпную палату, перекрытую цилиндрическим сводом и освещенную тремя окнами на южном фасаде. Собственно церковь занимала только одну часть верхней палаты, в остальном помещении была трапезная. Подклетная часть использовалась для хозяйственных целей.

Церковь Преображения (надвратная) построена из кирпича и оштукатурена. Почти кубический объем с двумя арками ворот в первом ярусе завершается крупным восьмериковым барабаном (диагональные грани сужены) с граненым куполом и маковичной главкой. Остальные четыре глухие главы, также на граненых барабанах, размещены по углам основного четверика. Архитектура здания в основном характерна для эпохи классицизма, но граненые формы завершения и круглые окна указывают на устойчивость барочных приемов в провинции. Основу декоративного убранства западного фасада составляет двухъярусная композиция: над четырехколонным дорическим портиком с треугольным фронтоном в центре слабо развитого ризалита расположено трехчастное полукруглое окно (ризалит также завершается фронтоном). Алтарь на дворовом фасаде выделен ризалитом со скругленными углами. В первом ярусе ризалит прорезает широкая арка и окно нижнего света, вписанные в двухпилястровый фронтонный портик, во втором ярусе помещено полукруглое окно. Широкий гладкий пояс охватывает фасады под окнами второго света. Углы выделены пилястрами на высоту первого яруса. По обе стороны от центральной композиции на восточном и западном фасадах расположены круглые окна, обрамленные плоскими наличниками. Внутри помещения нижнего яруса перекрыты цилиндрическими сводами. В центре верхнего яруса подпружные арки и паруса передают нагрузку массивного светового восьмерика на четыре скругленных изнутри пилона, а вокруг них образован обход, перекрытый цилиндрическими сводами. Дверной проем в южной стене соединяет церковь с настоятельским корпусом, в северной - с кельями. Сохранились фрагменты гризайльной клеевой живописи 1-й пол. 19 в.

Колокольня расположена в северной части монастыря. Три восьмериковых яруса (нижний из них разбит на два полуяруса) поставлены на невысокий четверик и завершены высоким яйцевидным граненым куполом с люкарнами, который увенчан восьмигранным барабанчиком с луковичной главкой. При общей традиционной и даже несколько архаизированной композиции представляет собой памятник позднего классицизма. Об этом свидетельствует убранство фасадов и спокойное завершение. Два верхних восьмерика звона прорезаны арочными проемами, декорированными дорическими полуколонками и пилястрами. В остальном внешнее убранство состоит из лопаток, огибающих углы, и межъярусных поясков. Внутри ярусы связаны узкой внутристенной лестницей. В четверике основания устроена келья, перекрытая сомкнутым сводом.

Кельи братские, примыкающие с севера к Преображенской церкви, - двухэтажное, прямоугольное в плане здание, обращенное к селу протяженным фасадом в семь осей окон. Пропорции и ритм фасадных членений характерны для позднего классицизма. Интерьер корпуса утратил первоначальную планировку. Настоятельский корпус вытянут вдоль западной границы монастыря к югу от Преображенской церкви. Выстроен из кирпича, фасады оштукатурены и побелены. Двухэтажный прямоугольный объем под вальмовой кровлей выполнен в формах позднего классицизма. Суховатый, хотя и не равномерный ритм девяти осей окон оживляют каннелированные пилястры и контрфорсы (на первом этаже). Интерьер корпуса не сохранил первоначального убранства. На втором этаже в центре расположена крупная палата, в торцах - небольшие помещения, связанные с ризницей и надвратной церковью.

Ограда, окружающая территорию монастыря, - кирпичная, относительно невысокая стена - выполнена в скромных формах зрелого классицизма. Широкие прясла разделены простыми лопатками с раскрепованным над ними фризом-пояском вверху. Из четырех угловых башен сохранилась только северо-западная. Массивная, двухъярусная (восьмерик на четверике), она завершена низким пологим шатром со шпилем. Нижний ярус до половины своей высоты декорирован широкими парными пилястрами по сторонам арочной ниши. Над ними помещены ромбические филенки. Грани четверика завершают треугольные фронтоны. Карнизы объемов состоят из нескольких прямых полочек.

Статья из книги "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. часть 3".

Несколько веков существовал в деревянном исполнении, и лишь когда погорел от попадания молнии, началось в нем каменное строительство. Первым каменным храмом в монастыре стал собор, посвященный святителю Николаю.

Как и когда возник Николо-Шартомский монастырь

Главные святыни Николо-Шартомского монастыря -явленный образ Святителя Николая, еще одна икона того же святого, а также икона Божией Матери «Казанская», написанная монастырским затворником Иоакимом в XVII веке.

Нет однозначного суждения о том, как и когда возник Николо-Шартомский монастырь. По одной версии существует он чуть ли не с XIII века, когда здесь поселились суздальские иноки, бежавшие из разоренного Батыем города. Другая версия вспоминает старинное предание об основании монастыря на месте явления иконы святителя Николая.

Первый документ, подтверждающий существование Николо-Шартомского монастыря, относится к 1444 году — это духовная грамота нижегородской княгини Марии , что в Суздале.

Следующие по времени документы утверждают нас во мнении, что Николо-Шартомский монастырь отнюдь не был затерянной в лесах пустынькой. Сохранилось несколько жалованных грамот монастырю XV столетия. А в 1506 году великий князь Василий III даровал ему несудимую грамоту. В 1553 году Иоанн Грозный дал монахам грамоту на владение деревнями из отчины князей Горбатых, а его сын Феодор Иоаннович особой защитительной грамотой оградил владения монастыря от притязаний князей Несвицких. Кроме того, архимандриты Николо-Шартомские пользовались привилегией являться к государеву двору после Николы вешнего для поднесения царю просфоры и святой воды.

В 1645 году обитель полностью выгорела от попадания молнии. Последнее печальное обстоятельство подтолкнуло тогдашнего архимандрита Иоасафа к каменному строительству. Начали, естественно, с соборного храма. В 1651 году новый каменный храм во имя святителя Николая освятили по благословению архиепископа Суздальского и Торусского Серапиона.


Саша Митрахович 09.08.2017 07:52


Сформировался в целом в границах второй половины XVII — первой половины XIX веков. Вторым по старшинству каменным зданием после Никольского собора стал корпус трапезной с храмами в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Григория Акрагантийского, выстроенный в 1678 году. Трапезная строилась не без участия «высоких попечителей»: согласно указу , архиепископ Суздальский Стефан выдал монастырю 319 рублей на строительство трапезной с храмом.

К середине XIX века, как следует из «Краткого описания Николо-Шартомского монастыря», составленного священником Павлом
Румянцевым в 1860-е годы, Казанская церковь обветшала и пребывала «в самом бедном и мрачном виде». Однако в 1858 году «старанием игумена Илариона, при усердных пожертвованиях шуйских купцов Посылиных, Калужских и Поповых и других благотворителей, вся внутренность Казанского храма переделана,возобновлена и украшена». Из этого же «Описания» известно, что иконы для одноярусного иконостаса Казанской церкви писал палехский мастер Софронов. Конечно, тогдашнее убранство храма не сохранилось.

Церковь свт. Григория была устроена в южной части трапезной, и ее отмечает лишь небольшая главка над крышей корпуса.

Неподалеку от Никольского собора, к северу от него, стоит колокольня. Она, возможно, является третьей по старшинству монастырской постройкой, а, быть может, даже имеет право претендовать на второе место. Точное время ее возведения неизвестно. В альманахе «Памятники Отечества» (№1 за 1981 год), издававшемся Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, о колокольне Шартомского монастыря говорится, что «в начале XIX века она изменила свой силуэт и на расстоянии воспринимается памятником архитектуры поздней поры. Между тем, подойдя ближе, можно увидеть в ее трех нижних ярусах формы, свидетельствующие о древнем происхождении. Фантазия может дорисовать к трем древним четвертый ярус звона с высоким шатром, и сразу вспомнятся колокольни-свечи Тутаева, Ярославля, Костромы и других городов Верхней Волги». А вот «Свод памятников архитектуры и монументального искусства» однозначно определяет ее как «памятник позднего классицизма», ориентируясь на верхние ярусы с арками, имеющие, действительно, позднейшее происхождение.

Над Святыми воротами монастыря выстроена церковь Преображения Господня, заложили ее в 1696 году, а освятили спустя сто с лишним лет— в 1813-м. А в начале XIX столетия ее перестроили в соответствии со вкусами эпохи. «Преображенская церковь, — говорится в «Памятниках Отечества», — в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание. Поражаешься тому, сколько композиционных вариантов использовали русские зодчие при строительстве пятиглавых храмов».

В «Памятниках Отечества» не приводится сколько-нибудь точных датировок ни «древнейшего слоя» Преображенской церкви, ни ворот, ни примыкающих к ним корпусов. Сказано лишь: «В ней, как и в монастырской колокольне, два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, — древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны речки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ними единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно». Надо понимать, что под «древностью» здесь разумеется конец XVII века. Похоже на то. Во всяком случае, данные, почерпнутые из дореволюционных описаний монастыря, этому не противоречат. Правда, о времени постройки келейных корпусов старые авторы ничего не сообщают. Борисов, упоминая о них, отмечает, что они «довольно поместительны и крепки», а о. Павел Румянцев рассказывает о перестройке «внутренностей» всех «келлий» в 1859—1862 годах, вследствие чего они устроились «удобно и прилично». «Свод памятников» при этом вновь глаголет о «позднем классицизме», усматривая его черты в «пропорции и ритме фасадных членений».

О классицизме, но на сей раз «зрелом», «Свод» говорит и применительно к монастырской ограде.


Саша Митрахович 09.08.2017 07:58


Среди зданий Шартомского монастыря Никольский собор занимает совершенно особое положение, являясь центром всего архитектурного ансамбля. Он имеет суровый, «глыбистый» облик, столь отличный от облика практически современных ему посадских храмов недальнего Суздаля. Это как раз тот случай, когда форма соответствует содержанию. Монастырский храм и внешность имеет внушительно-монастырскую.

В «Памятниках Отечества» читаем:

«Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещенным к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объема имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар.

Вершины закомар выравнены карнизом более позднего происхождения. Эстетическое содержание, положенное в основу Никольского собора, не было ослаблено новыми формами завершения барабанов и кровли, возникшими в XVIII веке. Строгость и красота, свойственные древнерусской архитектуре, сохранились в этом сооружении».

«Свод памятников архитектуры» напоминает нам о том, что Никольский собор — «самый ранний памятник архитектуры области» и указывает на известную его близость к ярославской школе зодчества. Действительно, в соборе есть черты, роднящие его с ярославскими храмами (мастера, возводившие его, если не были ярославцами сами, то, во всяком случае, имели весьма полное представление о ярославском зодчестве). Но подходить к этому родству следует с осторожностью: в XVII веке в Ярославле строились главным образом приходские храмы, причем вкусы заказчиков в это время уже обрели известную прихотливость. Храм приходский и монастырский — это все-таки разные жанры (хотя впоследствии явилась тенденция к их смешению).

Вероятно, при постройке Никольского собора мастерам также приходилось учитывать требования заказчика — в данном случае «архимандрита Иоасафа да келаря чернеца Варлаама с братиею». И, сколько можно судить по внешности собора, их взгляды на то, каким должен быть монастырский храм, были «добротно-архаичными», укорененными в XVI веке.

К моменту передачи монастыря Церкви внутреннее убранство Никольского собора было почти полностью уничтожено. Говоря о нем, «Памятники Отечества» скупо сообщают:

«На внутренних стенах собора, сводах и гранях пилонов местами сохранилась штукатурка с остатками фресок».

В современном убранстве собора заслуживают внимания старинные иконы, помещенные у левого и правого клиросов. Слева — иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Шуйская-Смоленская», справа — Нерукотворенный образ Спасителя очень выразительного письма. Судя по их размеру, эти иконы когда-то могли находиться в местном ряду иконостаса.


Саша Митрахович 09.08.2017 19:24


Первые насельники появились в возрождаемом Николо-Шартомском монастыре в 1990 году. И храмы, и иные здания обители пребывали в полуразрушенном состоянии, поэтому братия поселились в строительном вагончике. Надо сказать, что возрождение монастыря многие окрестные жители восприняли с большим одушевлением. Приносили старинные иконы, сохранявшиеся у них дома, продукты, вещи, помогали собственными трудами.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook