Презентация " храмовый синтез искусств". Храмовый синтез искусств Храмовый синтез искусств православный храм


Синтез искусств- это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления.Синтез искусств- это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез архитектуры, декоративно- прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.Синтез архитектуры, декоративно- прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.


Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладают удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят своё воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах.Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладают удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят своё воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.


Храмы- это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), её основные ценности.Храмы- это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), её основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.


Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога.Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. В храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознаёт единство небесного и земного.В храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознаёт единство небесного и земного.


Певучесть Слова Божия, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с её строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно- прикладного искусства- всё это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу.Певучесть Слова Божия, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с её строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно- прикладного искусства- всё это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу.


Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветлённая радость и одухотворение.Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветлённая радость и одухотворение.


Православный храм Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В 18 веке эти напевы сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал как основы государственности России. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках. В 18 веке эти напевы сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал как основы государственности России.


Золотой фон, красочные пятна в мозаиках, сияние лампад и свечей, пение певцов усиливают благолепие службы.Золотой фон, красочные пятна в мозаиках, сияние лампад и свечей, пение певцов усиливают благолепие службы. Внутреннее, душевно- духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей.Внутреннее, душевно- духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей.










Католический собор Грандиозность и величественность архитектурного образа звучат особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки; ажурные окна с цветными стёклами- витражами.Грандиозность и величественность архитектурного образа звучат особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки; ажурные окна с цветными стёклами- витражами.





Архитектура, живопись, скульптура, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (а капелла), в католическом- с пением, со звучанием органа.Архитектура, живопись, скульптура, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (а капелла), в католическом- с пением, со звучанием органа.




Мусульманский храм (мечеть) Великий купол мечети символизирует единого Бога (Аллаха), а минарет (башня около мечети)- его пророка (Магомета).Великий купол мечети символизирует единого Бога (Аллаха), а минарет (башня около мечети)- его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмеренных пространства- открытый двор и затенённый молитвенный зал.Мусульманская мечеть включает в себя два соразмеренных пространства- открытый двор и затенённый молитвенный зал.


Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте.Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, архитектурные «сталактиты»- ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную красоту, а минарет- божественное величие.Огромный купол, архитектурные «сталактиты»- ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную красоту, а минарет- божественное величие. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.


В религиозной культуре ислама – архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов.В религиозной культуре ислама – архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама- декоративный, орнаментальный.Изображение божества и любого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама- декоративный, орнаментальный. Орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А повторение в мусульманстве считается одним из способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.Орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов. А повторение в мусульманстве считается одним из способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.













Буддийский храм Сооружён из мощных обтёсанных камней и плит, был основой для пышного и тяжёлого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Следствием этого является отсутствие свода и арки.Сооружён из мощных обтёсанных камней и плит, был основой для пышного и тяжёлого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Следствием этого является отсутствие свода и арки. На кровлях висят многочисленные колокольчики, наполняя пространство нежным мелодичным звоном.На кровлях висят многочисленные колокольчики, наполняя пространство нежным мелодичным звоном.


Колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов.Колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой, ритуальными танцами на открытом воздухе.Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой, ритуальными танцами на открытом воздухе.







Храм Махабодхи знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая (штат Бихар, Индия), расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления и стал Буддой. Бодх-Гая находится в индийском штате Бихар, в 96 километрах от Патны. В храмовый комплекс входит также святое дерево Бодхи. Это дерево было выращено из семени дерева Шри Маха Бодхи на Шри-Ланке, которое, в свою очередь, произошло от оригинального дерева Махабодхи, под которым нашёл просветление Будда.буддийский Бодх-Гая Гаутама Сидхартха просветления Бодх-Гая БихарПатныдерево Бодхи Шри Маха Бодхи Шри-Ланке



Буддийский храм в Санкт-Петербурге (современное официальное название: Санкт- Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй») самый северный в мире буддийский храм. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник святого учения Всесострадающего Владыки- отшельника».Буддийский храм в Санкт-Петербурге (современное официальное название: Санкт- Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй») самый северный в мире буддийский храм. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник святого учения Всесострадающего Владыки- отшельника».Дацан


Вопросы: Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (православие и католицизм), буддийскую и мусульманскую. Опешите специфику каждого из них. Есть ли между ними что-либо общее? В чём специфика каждого?Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (православие и католицизм), буддийскую и мусульманскую. Опешите специфику каждого из них. Есть ли между ними что-либо общее? В чём специфика каждого? Какие искусства объединяются в религиозных ритуалах?Какие искусства объединяются в религиозных ритуалах? Послушайте музыку, сопровождающую богослужение в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер её звучания с особенностями того или иного храма.Послушайте музыку, сопровождающую богослужение в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер её звучания с особенностями того или иного храма.


Если верить летописи города, то первые буддисты появились в Северной столице достаточно давно, еще во времена строительства Петропавловской крепости, а ведь это здание считается самым первым сооружением Санкт- Петербурга. Нужно сказать, что эти люди являлись подданными Калмыцкого ханства, которое в ту пору еще не входило в состав России. Волжские калмыки помогали возводить крепостные каменные валы. Но позже приблизительно с 18 до самой середины 19 веков ни в одном источнике не встречается упоминаний о том, что в городе появлялись люди, исповедовавшие какую-то другую религию. Первая буддистская община возникает в городе только в конце 19 века. Согласно статистическим данным переписи населения города в 1897 года, в городе на тот момент проживали только 75 буддистов. Хотя буквально через 13 лет, а именно в 1910 их количество увеличивалось до 200 человек. Большую часть из них составляли забайкальские буряты и волжско- донские калмыки. Представителям этой новой для города конфессии удалось получить разрешение на строительство храма. Посланник Далай- ламы обратился к императору Николаю II, и после его согласия в достаточно уединенном месте на берегу Большой Невки в течение шести лет продолжалось возведение этого внушающего трепет строения. Здесь же соорудили и общежитие, предназначенное как для приезжих буддистов, так и для монахов. Одновременно со всем этим строится еще и служебный флигель, который, к сожалению, не сохранился до наших времен.Если верить летописи города, то первые буддисты появились в Северной столице достаточно давно, еще во времена строительства Петропавловской крепости, а ведь это здание считается самым первым сооружением Санкт- Петербурга. Нужно сказать, что эти люди являлись подданными Калмыцкого ханства, которое в ту пору еще не входило в состав России. Волжские калмыки помогали возводить крепостные каменные валы. Но позже приблизительно с 18 до самой середины 19 веков ни в одном источнике не встречается упоминаний о том, что в городе появлялись люди, исповедовавшие какую-то другую религию. Первая буддистская община возникает в городе только в конце 19 века. Согласно статистическим данным переписи населения города в 1897 года, в городе на тот момент проживали только 75 буддистов. Хотя буквально через 13 лет, а именно в 1910 их количество увеличивалось до 200 человек. Большую часть из них составляли забайкальские буряты и волжско- донские калмыки. Представителям этой новой для города конфессии удалось получить разрешение на строительство храма. Посланник Далай- ламы обратился к императору Николаю II, и после его согласия в достаточно уединенном месте на берегу Большой Невки в течение шести лет продолжалось возведение этого внушающего трепет строения. Здесь же соорудили и общежитие, предназначенное как для приезжих буддистов, так и для монахов. Одновременно со всем этим строится еще и служебный флигель, который, к сожалению, не сохранился до наших времен.


Проектом храма занимались два человека архитектор Барановский и некто Березовский, будучи студентом Института гражданских инженеров. В своей работе они предпочли использовать в качестве образца элементы средневековой архитектуры Тибета, предварительно подвергнув ее модернизации и европеизации. Здание напоминает собой параллелограмм, который сужается кверху. Красивый портик украшает храм на южной стороне главного фасада. – Четыре величественные колоны с квадратным сечением декорированы бронзовыми капителями. Если вы захотите подняться наверх, то сделать это можно по широкой гранитной лестнице. Для облицовки стен храма специально был выбран гранит в красно фиолетовых тонах. Верхняя же часть сооружения выложена из красного кирпича, который украсили синими поясами и сочетающимися с ними белыми кругами. С северной стороны здание храма, состоящее из трех этажей, граничит с четырехэтажной башней, увенчанной так называемым «ганчжиром», представляющим собой позолоченное медное завершение. По сторонам храм как бы охраняется восьмиградусным кругом «хардэ» с медными фигурами газелей, что является символом буддизма. Печатные молитвенные тексты располагаются в позолоченных конусах по углам главного фасада. Внутри храм заботливо украсили цветными витражами, а пол выложен многоцветной плиткой. В Санкт-Петербурге это место хорошо известно не только, как буддистская молельня, но и в каком-то роде музей центр духовности и культуры индийской части Тибета. а в данный момент здесь еще и образована так называемая монастырская школа, в которой можно получить одно из самых лучших буддийских образований в нашей стране.Проектом храма занимались два человека архитектор Барановский и некто Березовский, будучи студентом Института гражданских инженеров. В своей работе они предпочли использовать в качестве образца элементы средневековой архитектуры Тибета, предварительно подвергнув ее модернизации и европеизации. Здание напоминает собой параллелограмм, который сужается кверху. Красивый портик украшает храм на южной стороне главного фасада. – Четыре величественные колоны с квадратным сечением декорированы бронзовыми капителями. Если вы захотите подняться наверх, то сделать это можно по широкой гранитной лестнице. Для облицовки стен храма специально был выбран гранит в красно фиолетовых тонах. Верхняя же часть сооружения выложена из красного кирпича, который украсили синими поясами и сочетающимися с ними белыми кругами. С северной стороны здание храма, состоящее из трех этажей, граничит с четырехэтажной башней, увенчанной так называемым «ганчжиром», представляющим собой позолоченное медное завершение. По сторонам храм как бы охраняется восьмиградусным кругом «хардэ» с медными фигурами газелей, что является символом буддизма. Печатные молитвенные тексты располагаются в позолоченных конусах по углам главного фасада. Внутри храм заботливо украсили цветными витражами, а пол выложен многоцветной плиткой. В Санкт-Петербурге это место хорошо известно не только, как буддистская молельня, но и в каком-то роде музей центр духовности и культуры индийской части Тибета. а в данный момент здесь еще и образована так называемая монастырская школа, в которой можно получить одно из самых лучших буддийских образований в нашей стране.
















Уроку предшествовала экскурсия в Православный храм.

Цель урока : Дать представление о синтезе искусств в Православном храме, и его роли в осмыслении храма с точки зрения православной эстетики, как средоточения всей духовной и душевной жизни человека, как учителя нравственности и источника духовного наслаждения.

Образовательные:

  1. Уяснить принципы синтеза и взаимодействия искусств.
  2. Научиться отличать и выделять компоненты различных искусств в синтетических жанрах.

Развивающие:

  1. Дать понятие о синтезе искусств в Православном храме.
  2. Познакомить с его символикой.

Воспитательные:

Помочь учащимся осознать красоту Православного храма как достижения русской национальной культуры и роль прекрасного в нравственном совершенствовании личности.

Оборудование:

Диапозитивы:

  1. Интерьер Успенского собора Московского Кремля, центральная часть с видом на иконостас.
  2. Благовещенский собор Московского Кремля, внутренний вид с иконостасом.
  3. Алтарный крест.
  4. Оклад Евангелия 1571 г.
  5. Оклад Евангелия 1678 г.
  6. Пантократор в куполе Исаакиевского собора.
  7. Паникадило Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Запись музыкальных произведений: Рахманинов С. Литургия “Благослови, душа, Господа”.

Ход урока.

1. Звучит литургия Рахманинова “Благослови, душа, господа”, проецируется диапозитив “интерьер Успенского собора Московского Кремля с видом на иконостас”.

  1. Какие чувства вызывает у вас услышанная музыка и увиденное зрелище? Какими словами, эпитетами вы могли бы их выразить?
  2. Знакомо ли вам слово "Благолепие"? Как вы его понимаете? (Растолковать слово “благолепие” как сочетание добра и красоты).
  3. Какие виды искусств вы можете выделить в храме? (Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, церковная служба как зрелищное искусство, театральное действо, музыка).

2. Символичногсть храмовой архитектуры и живописи.

Проецируется даипозитив "Дмитровский собор во Владимире"

  1. Давайте вспомним особенности конструкции Православного храма (крестово-купольная система, ориентация храма по сторонам света, его составные части).
  2. Существуют ли отличия во внешнем и внутреннем облике храма?
  3. Как отражается во внешнем и внутреннем облике храма значение его, как воссоздание модели микро и макрокосма (человека и Вселенной)?

(Микрокосм – простота, строгость, скромность внешнего облика и богатство внутреннего убранства, как символ образа человека-христианина, внешность которого проста и аскетична, а душа богато украшена добродетелями.

Макрокосм – отражение взаимодействия двух миров во Вселенной – горнего и дольнего, божественного и человеческого).

/Вопросы составлены по материалам урока “Общая характеристика Православного храма”/.

3. Постановка задачи:

Давайте рассмотрим, как осуществляется СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И ЖИВОПИСИ в Православном храме.

Конструктивной основой синтеза искусств в храме выступает архитектура. Она создает многомерное пространство храма, которое и составляет архитектоническую основу синтеза искусств в древнерусском крестово-купольном храме. Это пространство имеет два духовных центра – алтарь и купол . И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями . Соответственно основные направления пространственного движения в храме – с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) – воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему.

  1. Ребята, вы уже знаете, что алтарь отделен от средней части храма алтарной преградой – иконостасом (проецируется диапозитив “Благовещенский собор в Московском Кремле. Внутренний вид с иконостасом”) . Каково космологическое значение иконостаса в структуре Православного храма?
  2. Как выражена идея заступничества в структуре деисусного чина, в особенностях его образов?
    (вопросы по материалам урока “Иконостас, как явление древнерусской культуры, его космологическое значение в структуре Православного храма”).
  3. Мы с вами были в храме. Вы помните, что изображено под куполом храма?
    (проецируется диапозитив “Пантократор из купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге”).
  4. С чем у вас ассоциируется подкупольное пространство с изображенным в нем Пантократом? (С небом как местообиталищем бога).
  5. Как вы думаете, возникла бы такая ассоциация с изображением Пантократа, если бы оно было расположено на стене?
  6. В свою очередь купол без изображения Пантократа был бы для верующего символом места обитания небесных жителей?

Мы с вами увидели, что в соответствии с символикой пространства и ориентацией на богослужение строилась система росписей в древнерусском храме. Д.С. Лихачев писал: "Росписи храма охватывали собой всю священную историю, были посвящены прошлому, настоящему и будущему (композиции Страшного суда, деисис). Совершаемое в этом храме богослужение, включавшее в себя литературные, театральные, музыкальные и изобразительные стороны, напоминало молящимся о священной истории”.

Таким образом, мы ясно увидели, что только в неразрывном синтезе архитектуры и изобразительного искусства рождается новое символическое пространство Православного храма, как модель Вселенной, которая для верующего человека объединяет в себе два мира – горний и дольний.

4. Постановка задачи:

Теперь давайте попытаемся увидеть, как процесс богослужения, который тоже представляет собой синтез различных искусств, наполняет духовное пространство храма еще более глубоким смыслом, еще более детально конкретизирует его символическое значение.

Звучит литургия Рахманинова, последовательно проецируются диапозитивы: Алтарный крест, Оклад евангелие 1571 г., оклад евангелия 1678 г., паникадило Исаакиевского собора.

  1. Задумывались ли вы, ребята, над тем, чем отличается церковная музыка от обычной светской?
  2. Каково значение декоративно-прикладного искусства в Православном храме, каков смысл такого богатого украшения церковной утвари?
  3. Как вы думаете, почему так торжественна, так продуманна церемония проведения службы в Православном храме? (Ученики должны попытаться дать самостоятельные ответы).

Все эти вопросы очень сложны. Тот ритуал богослужения, который мы видим в храме сейчас, складывался на протяжении многих веков. Этот процесс сопровождался долгими и сложными богословскими спорами и размышлениями.

Сам процесс богослужения представляет собой некое мистериально-символическое действо, происходящее по законам зрелищных искусств, строго подчиняющееся определенному каноническому сценарию, включающему в себя хореографию (т.е. движение) священнослужителей, чередование музыки и слова, последовательное участие в действии тех или иных чинов священнослужителей, хора, масс верующих.

Церемония проведения службы торжественна и продумана до мельчайших подробностей, много внимания уделяется всем элементам литургического действа.

Это хорошо иллюстрирует пример подробнейшего описания чина (порядка) облачения патриарха, где каждому движению, каждому жесту, слову придается особое возвышенное значение. Действия клириков (служителей) плавны, медлительны, торжественны. Они полны сознания того, что их руками вершится отнюдь не обычное дело, но некое мистико-символическое действо. Каждый элемент облачения имеет символическое значение, и поэтому, облекая в него патриарха, клирики произносят как бы заклинательные фразы, в которых объясняется глубокий смысл производимой процедуры и утверждается его реальность. Так, например, стихарь (длинная с широкими рукавами одежда для богослужения) понимается как “риза спасения” и “одежда веселия” (духовного, естественно), опоясывание рассматривалось как наделение силой, митра (позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения) осмысливается, как венец, возложенный самим Господом.

Подобной символикой обладает каждый элемент (жест, движение, персонаж, действие, предмет и т.п.) литургического действа. Постоянно употребляются такие слова, как красота, украшение, радость, веселие, благолепие, благополучие и т.п., чем утверждается неутилитарный характер действа, его ориентация исключительно на высшие духовные ценности и, главное, на возможность реального контакта с объектом, на который ориентировано действо – с божеством.

Музыка в тесной связи с поэзией составляет эмоциональную основу богослужения. Она заполняет духовное пространство, созданное синтезом архитектуры и живописи. А многочисленные произведения декоративно-прикладного искусства (предметы церковного обихода, одежды священнослужителей, оклады икон, резьба иконостаса), так же, как и цветосветовая среда и даже обонятельная атмосфера в храме способствовали превращению храма в православную модель мироздания . В средоточие всей духовной и душевной жизни верующего человека.

“Здесь, – писал П.А. Флоренский, – говоря принципиально, все сплетается со всем: храмовая архитектура, например, учитывает даже такой малый, по-видимому, эффект, как вьющиеся по фрескам и обвивающие столп купола ленты голубоватого фимиама, которые своим движением и сплетением почти беспредельно расширяют архитектурные пространства храма, смягчают сухость и жесткость линий и, как бы расплавляя их, приводят в движение и жизнь”.

5. Вопросы для закрепления:

  1. Что вы понимаете под синтезом искусств?
  2. Какие виды искусств взаимодействуют в Православном храме?
  3. Как выражаются с помощью синтеза архитектуры и живописи в Православном храме идеи мироздания?
  4. Как вы думаете, воздействует ли красота Православного храма на душу человека?
  5. Играет ли она роль в нравственном совершенствовании личности?

6. Вывод урока:

Таким образом, большая часть основных видов древнерусского искусства функционировала в системе храмового синтеза искусств или была так или иначе с ним связана. Поэтому культовая архитектура, иконопись, церковная музыка и поэзия может быть правильно осмыслена только с учетом места и функций этих искусств в системе храмового действа, как синтеза различных искусств.

(вывод записывается в тетрадях).

7. Домашнее задание: проанализировать, какие виды искусства взаимодействуют в кинематографе.

Литература.

  1. Бычков В.В. “Русская средневековая эстетика”.
  2. Лихачев Д.С. “Поэтика древнерусской литературы”.
  3. Флоренский П.А. “Иконостас”.
2

В церковном искусстве можно, правда лишь условно, выделить 2 стороны:

· внутренную (или смыслообразующую)

· внешнюю (или смыслосоставляющую)

Главной из них, безусловно, является внутренняя, в которой заключено духовно-догматическое значение того, что внешней стороной заключено в видимые условные, изобразительные (архитектурные, живописные) формы.

В своей сущности церковное искусство является отражением молитвенного опыта человека.

Храмы являются внешней стороной церковного искусства. Храмы -- это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.

Православный храм представляет сбой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости целостный символ - это одновременно и образ Вселенной, и образ существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.

Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

К примеру, внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику:

· Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня;

· Голубой - в честь Пресвятой Богородицы;

· Красный - посвященный мученику (мученикам);

· Зелёный - преподобному;

· Жёлтый - святителю.

Количество куполов на храмах также символично:

· 1 - символизирует Единого Бога;

· 3 - Святую Троицу;

· 5 - Спаситель и четыре евангелиста;

· 7 - семь таинств Церкви;

· 9 - по числу ангельских чинов;

· 13 - Спаситель и двенадцать апостолов;

· 25 - говорят о пророчестве Иоанна Богослова;

· 33 - по числу лет земной жизни Спасителя.

Не стоит забывать и о символике цвета куполов:

· Золото -- символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

· Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

· Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый -- цвет Святого Духа.

· Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.

· В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Конструктивной основой синтеза искусств в храме выступает архитектура. Она создает многомерное пространство храма, которое и составляет архитектоническую основу синтеза искусств в древнерусском крестово-купольном храме. Это пространство имеет два духовных центра - алтарь и купол. И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями. Соответственно основные направления пространственного движения в храме - с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) - воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему.

Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративноприкладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи.

В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.

Храмы - это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.

Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души. Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства - все это вызывает высокие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.

В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство. Алтарная часть - для божественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках.

Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла). В католическом - не только с пением, но и со звучанием органа.

Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) - его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства - открытый двор и затененный молитвенный зал.

Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитектурные «сталактиты» - ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет - божественное величие. На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.

В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама - декоративный, орнаментальный.

Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство в жизни современного человека. Виды искусства

Художественный образ стиль язык.. наука и искусство знание научное и знание художественное.. искусство рассказывает о красоте земли пейзаж поэтическая и музыкальная живопись..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное
Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость,

Человек в зеркале искусства: жанр портрета
Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель - узнавае

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников
Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре

Музыкальный портрет. Александр Невский
Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке. В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случа

Роль искусства в сближении народов
Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные

Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщения в искусстве?
Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. А. Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». Вы, наверняка, читали из

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства
В чем же специфика художественной коммуникации? Художественные произведения - и картины, и музыкальные сочинения - создают эффект присутствия, нашего непосредственного контакта, общения с авторами,

Застывшая музыка. Архитектурные памятники
Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь вокруг архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизн

Законы красоты
У красоты действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопени

Искусство и власть
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для

Какими средствами воздействует искусство?
К общим средствам художественной выразительности, как известно, относятся: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Они могут существенно усилить воздействие художест

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении
В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетическими видами искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительно

Предсказания в искусстве
Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, раско

Эстетическое формирование искусством окружающей среды
Трудно представить себе современную жизнь без больших и малых городов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями и парками, памятниками и фонтанами, с потоком машин, броскими, зазыва

Архитектура исторического города
Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура. Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так

Архитектура современного города
Каждый город имеет свое собственное лицо, запечатленное в памятниках архитектуры, в специфике современной планировки и строительства. Современные города и современные районы исторических городов тщ

Специфика изображений в полиграфии
Одними из самых распространенных и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жизни являются искусства, связанные с полиграфической промышленностью: книжная и журнальная графика, плак

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества
Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ-ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Слово «дизайн» имеет английск

Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначе

Музыка в быту
Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.

Массовые, общедоступные искусства
Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали си

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Храм в любом вероисповедании – это место, где можно прикоснуться не только к божественному, но и ко всему прекрасному, что есть на нашей планете – к искусству. Архитектура, скульптура, зодчество, живопись, вышивка, резьба по дереву, музыка – все это сплелось воедино под сводами религиозных объектов.

Эта статья расскажет про синтез искусств в буддийском храме, про гармоничное соседство разных видов творчества и ту атмосферу, которую они создают вместе.

Экстерьер построек

Фасады буддистских храмов, или ватов, есть воплощение нескольких видов искусства. Здесь современная архитектура сочетается с древним деревянным зодчеством, обрамляется в искусную резьбу, обставляется удивительными произведениями скульптуры и ненавязчиво вписывается в природный ансамбль, сдобренный садово-парковым искусством.

Религиозные здания буддистов часто раскинуты в природных ландшафтах: посреди лесов, на холмах, около рек и озер. Это целые храмовые комплексы под открытым небом, которые состоят из пагоды (ступы), домов для монахов, библиотеки, крематория, школы, вихарна – части вата, куда разрешается входить любому: служащему, паломнику, иностранному туристу.

Постройки невысокие, они окружены цветами и деревьями собственного сада, и только золотые шпили пагод высятся над ними.

Храмы Древней Индии по форме напоминали перевернутую чашу. Их фундамент прятал святыни, древнебуддийские писания, драгоценные артефакты, святые реликвии.

С течением времени монастыри трансформировались и приобрели новую форму. Крупные камни и плиты обтесывали, после чего из них возводили стены без сводов. Крыши все больше вздымались вверх, будто слоями накладывались друг на друга. До нашего времени сохранились даже некоторые деревянные пагоды.

Сегодня ваты – воплощение красоты, труда многих мастеров. Все начинается с ворот, резных, деревянных или каменных. Территория ограждена от внешнего мира таким же забором или естественными преградами, например, деревьями.

Главное здание – ступа, которая заканчивается золоченым шпилем на центральной колонне. Под ней хранят те самые ценные вещи, которые остались от Будды и его последователей. Обычно ступа трех- или пятиярусная, а изгибы каждого карниза настолько изящные, что архитектуру буддистов нельзя спутать ни с какой другой.


Неотделимой частью любого вата является его магические стражи в виде скульптур. Выполненные из камня, дерева, металла, глины, они принимают форму разных животных, мифических и не совсем, например, нагов, драконов, тигров, слонов. Повсеместно встречаются статуи Будды, боддхисаттв, святых, которым всегда молились, поклонялись, приносили подношения.

Внутреннее убранство монастыря

Изнутри ват удивляет своей красотой не меньше, чем снаружи. Все здания, от пагоды, зала для молитв до библиотеки и даже трапезной, щедро украшены статуями и произведениями декоративно-прикладного искусства.

Золотой зал изобилует изображениями, выраженными в скульптуре, вышивке, живописи. Это разнообразные лики будд, божеств, святых, добрых сил, а также злых духов, демонов. Буйство красок, в особенности красных и золотых, воплощено в декоре.


Библиотека дает возможность прочитать тексты религиозных писаний и воочию увидеть их исполнение. Древние свитки, книги в невероятных обложках, выполненные аккуратным почерком – это дошедшее до нас народное творчество, титанические труды великих писателей, мастеров книгопечатания. Монахи, ученики, гости монастыря читают эти тексты в специальных залах для чтения.

Находясь внутри буддийского монастыря, можно почувствовать непередаваемую ауру спокойствия, умиротворения. Тишину прерывает лишь мягкое шептание мантр, которые обладают огромной силой, и мелодичный звон колокольчиков, вызванный дуновением ветра. Последние охраняют монастырь от проникновения злых духов, используются в различных обрядах.

Музыка рвется из души буддистов и выражается в песнях, например, при тибетском горловом пении. Нередко на территории монастыря проводятся пышные праздники, которые превращаются в торжество жизни, с театральными постановками и ритуальными танцами.


Так, буддийские храмы вобрали в себя произведения многих творческих направлений:

  • архитектура;
  • скульптура;
  • деревянное зодчество;
  • живопись;
  • вышивка;
  • резьба по дереву;
  • литература;
  • каллиграфия;
  • устное народное творчество;
  • музыка;
  • театральные представления;
  • танцы.

Каждый храм сам по себе – шедевр мирового искусства. Его величественный внешний вид, вздернутый кверху, ослепляющий яркостью красок, спрятанный в благоухании ухоженных парков, поражает. Внутренняя обстановка с ее вышивками, фресками, алтарями, колоколами, ароматами, статуями не оставляет равнодушным никого, а музыкальное звучание слова заставляет погрузиться в спокойствие.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook