Зачем креативному классу церковь без патриарха кирилла. Воцарение без патриарха Патриархи и демократия

Воцарение без патриарха

Несчастный народ, думал патриарх, глядя, как перепуганные резней архиереи и бояре собираются в Кремль, чтобы поклониться маленькому старичку, ввергающему страну в ужасные бедствия.

Игнатий был потрясен злодеяниями и к тому же имел все основания бояться за собственную участь. Действительно, собравшиеся на другой день архиереи и архимандриты с игуменами ближних монастырей своим свирепым видом могли напугать и более мужественного человека. Всем им нужно было заслужить доверие новой власти, объявившей прежнее царствование подготовкой к искоренению православия, расчленению страны и захвату власти иноземцами. Патриарх–иностранец, вызвавший зависть, венчавший на царство Самозванца, а потом и его супругу–иноземку, Игнатий был обречен и даже не пытался возражать нелепым обвинениям, которыми осыпали его, стараясь перекричать друг друга, красные от напряжения члены освященного собора.

Окруженному ненавистью греку не казалось забавным, что его обвиняют в измене Борису Годунову и угодничестве перед Самозванцем, которым он якобы снискал патриарший престол. Кое–кто предлагал объявить, что Игнатия «без священных рукоположений возведе на престол рострига» , что он вообще не патриарх, но большинство сумело понять, что духовенству не следует ставить себя в столь глупое положение.

В конце концов сочли достаточным обвинить Игнатия в преступлении, совершенном накануне свержения Лжедмитрия. Было заявлено, что сей латинствующий еретик миропомазал мерзостную папежницу Маринку, не крестив ее по–православному, допустил к таинству причащения и таинству брака. О том, что архиереи и архимандриты сами участвовали в этой церемонии, забыть было легче, чем о том, что они рукоположили и одиннадцать месяцев подчинялись сему «беззаконному» архипастырю!

Игнатий не обольщался насчет значения своего свержения. Вряд ли оно было особенно заметно на фоне цареубийства и истребления иноверцев в Москве. Его, правда, не сочли возможным ни прирезать, ни сослать подальше. Игнатия оставили под рукой, в Чудовском монастыре, где он мог благодарить Господа, что не подвергается на старости лет новым испытаниям и соблазнам.

Одни считали участь низвергнутого патриарха достойной жалости, многие злобно радовались его падению. Сам же Игнатий вскоре оправился от испуга и восстановил душевное равновесие. Для греческих иерархов было вполне обычным заканчивать свою жизнь в монастырском упокоении, да и русские не так уж редко низвергали своих архипастырей. Одно мешало Игнатию: с удивлением обнаружил он, что архиерейство на Руси не прошло даром, душа его была поражена сочувствием страшной судьбе злосчастного народа российского.

К вечеру 17 мая Москва погрузилась в мертвую тишину. Среди заговорщиков приспешники Шуйского и сторонники Голицына стали злобно посматривать друг на друга. Собравшиеся в Кремле бояре начали подумывать, «как бы сослатца со всею землею, и чтоб приехали з городов к Москве всякие люди, как бы по совету выбрати на Московское государство государя, чтобы всем людем был (люб)» .

19 мая боярская Дума и духовенство вышли на Красную площадь и предложили волнующейся толпе избрать патриарха, чтобы с благословения Церкви послать по Руси за выборными всей земли и под председательством архипастыря чинно и мирно определить, кому передать бразды правления Российским государством. Но затея спасти гражданский мир потерпела крах у запятнанных невинной кровью насильников.

«Царь нужнее патриарха!» - вопили на Красной площади «представители народа». «Не хотим никаких советов, где Москва, там и все государство! Шуйского в цари!» Трусливые бояре дрогнули, смелых попросту оттолкнули, и толпа повлекла Василия Шуйского в Успенский собор, куда благоразумно направились и митрополит Новгородский Исидор с архиереями, тотчас благословившие убийцу на царство.

1 июня 1606 г. новый государь Василий Иванович венчался на царство без всякого патриарха. Лишь 3 июля патриарший престол занял спешно вызванный из Казани митрополит Гермоген; духовенство безропотно исполнило волю Шуйского. Выбор был понятен: перехитривший всех Шуйский хотел опереться на самого крутого и бескомпромиссного архиерея, который твердой рукой будет держать Церковь на государственном курсе в бурном море внутренней и внешней войны.

Гермоген как воплощение Церкви воинствующей был хладнокровно избран царем Василием Ивановичем в качестве знамени нового режима, способного держаться лишь на постоянно нагнетаемом страхе перед вездесущим врагом.

Уже в грамоте от 20 мая, объявлявшей о его восшествии на престол, Василий Шуйский заявлял, будто богоотступник, еретик, растрига, вор Отрепьев «омраченьем бесовским прельстил многих людей, а иных устращал смертным убойством… и церкви Божий осквернил, и хотел истинную христианскую веру попрать и учинить люторскую и латынскую веру». Дальше говорилось об изменнической переписке Лжедмитрия «с Польшею и Литвою о разоренье Московского государьства», а с Римом - об утверждении в России католицизма. Еще дальше Шуйский сообщал, что Лжедмитрий с иноземцами приготовился истребить всех «бояр, и думных людей, и больших дворян, чтобы раздать родственникам своей жены русские города и оставшуюся царскую казну, а всех православных «приводить в люторскую и латынскую веру».

В грамоте от 21 мая, разосланной по стране именем царицы Марфы Федоровны, сообщалось, что подлинный Дмитрий был злодейски убит в Угличе по приказу Бориса Годунова, а признать растригу сыном ее заставили Лжедмитриевы посланцы. Подразумевалось, что народ не помнит, что от подозрений в убийстве царевича Годунова «очистил» Василий Шуйский, а во главе посланцев Лжедмитрия к Марфе стоял Михаила Васильевич Шуйский–Скопин!

2 июня по России полетела еще одна, весьма обширная грамота о злодейских замыслах дьявола «и лихих людей, которые всегда Московскому государству хотят разоренья и кроворазлитья». «Бесовский умысел» родился конечно же «по совету с польским королем» для учинения в России «смуты и разоренья», осквернения церквей и убийств.

Цитируя документы из архива Лжедмитрия, Шуйский доказывал, что России грозило расчленение. Новгород и Псков отдавались навечно Мнишекам и там утверждалось католичество. Юрий Мнишек на допросе «признавался», что Смоленск и Северская земля должны были отойти польскому королю вместе с царской казной, а вся Русь подлежала окатоличиванию. Словом, злодей «встал противу Богу и хотел въконец государство христианское разорити и стадо Христовых овец в конечную погибель привести».

Спасителем России Шуйский без ложной скромности называет себя, воцарившегося «благословением патриарха» (хотя в грамоте от 20 мая, перечисляя архиереев, патриарха вообще не упоминал). Видимо, он уже решил, кто займет этот пост. Решил он и канонизировать «невинно убиенного» царевича Дмитрия: его останки еще путешествовали из Углича в Москву, а царь своей волей произвел царевича в святые и праведные мученики.

Виновной в признании растриги законным наследником престола оказалась… царица Марфа, которую мы, пишет Шуйский, поскольку она действовала по принуждению, «во всем простили» и «умолили» освященный собор просить у Бога милости, дабы Господь «от таковаго великаго греха… душу ея освободил». Грамоту сопровождал обзор переписки Лжедмитрия с Римским папой и его легатом, раскрывающий зловещий заговор Самозванца, папы и иезуитов по истреблению православия и окатоличиванию России .

В августе по городам была отправлена еще одна грамота, в которой бедная царица Марфа слезно винилась перед всеми, начиная с Шуйского, что «терпела вору разстриге, явному алому еретику и чернокнижнику, не обличила его долго; а многая кровь от того богоотступника лилася и разоренье крестьянской вере хотело учинитца…».

Эта грамота, так же как и грамоты от патриарха с освященным собором «и ото всее земли Московского государства», адресовалась в Елец - один из городов, где уже началось то страшное, что грозило всей России и было развязано Шуйским: гражданская война.

«А ныне аз слышу, - писала якобы царица, - по греху крестьянскому, многую злую смуту по замыслу врагов наших, литовских людей. А говорите де–и, что тот вор был прямой царевич, сын мой, а ныне бутто жив. И вы как так шатаетеся? Чему верите врагам нашим, литовским людем, или изменником нашим, лихим людем, которые желают о крестьянской крови и своих злопагубных для корыстей?»

Пугая всех коварными и безжалостными врагами, Шуйский хитроумно создавал состояние внешней войны. После резни в Москве не только оставшиеся в живых знатные шляхтичи, но и королевские послы были задержаны. Шуйский не мог удержаться от вымогательства денег у Мнишека и его товарищей (предварительно ограбленных), но объявил, что иноземцы взяты как политические заложники.

Народу объясняли, что война неизбежна, она уже началась и слава Богу, что многие знаменитые воины врага уже в плену. Это ослабляет врага, шляхтичи пригодятся на переговорах о мире и размене пленных. Судя по тому, что поляков сочли опасным держать в Москве и разослали в поволжские города, война ожидалась более страшная, чем прошлое нашествие Стефана Батория.

Между тем как народу предлагалось патриотически бряцать оружием, восхваляя свое величие и готовясь к смертоубийственной войне, Шуйский начал мирные переговоры с королем. Он не мог обойтись без интриги и для прикрытия избрал послов Сигизмунда в Москве. Обманутые послы, надеявшиеся в результате запланированного свержения Лжедмитрия обрести на троне союзника, а столкнувшиеся с резней поляков, были достаточно взвинчены.

Александр Гонсевский с товарищами решительно подчеркнули, что не жалеют о смерти Дмитрия, в подлинности происхождения которого «люди московские перед целым светом дали ясное свидетельство». Вы сами «всем окрестным государствам дали несомненное известие, что это действительно ваш государь. Теперь вы забыли недавно данное удостоверение и присягу и сами против себя говорите, обвиняя его королевское величество и нашу Речь Посполитую. Вина эта останется на вас самих!..

Мы также приведены в великое удивление, - продолжали послы с твердостью, - и поражены великою скорбию, что перебито, замучено очень большое число почтенных людей его королевского величества, которые не поднимали никакого спора об этом человеке, не ездили с ним, не охраняли его и не имели даже известия об его убийстве, потому что они спокойно пребывали на своих квартирах. Пролито много крови, расхищено много имущества, и вы же нас обвиняете, что мы разрушили мир с вами!»

Гонсевский с товарищами попал в точку, утверждая, что история с Лжедмитрием - внутреннее дело россиян, причем всех россиян. Отсюда следовала неприятная Шуйскому мысль, что и начатое им кровопролитие будет внутренней, гражданской войной. Более того, несмотря на собственную ярость, послы ясно выразили нежелание короля воевать: «Это пролитие крови наших братьев, произведенное вами, вы можете приписать толпе, и мы надеемся, что вы накажете виновных».

Единственное требование послов состояло в том, чтобы их самих «и других людей его королевского величества, какие остались в живых, вместе с их имуществом» отпустили на родину. Только угрожающее завершение речи Гонсевского позволило Шуйскому сделать вид, будто он с патриотическим пылом жаждет войны с иноземцами и иноверцами, виновными в российских бедствиях.

«Если же вы, - заявили послы боярам, - вопреки обычаям всех христианских и басурманских государств, задержите нас, то этим вы оскорбите его королевское величество и нашу Речь Посполитую - Польское королевство и Великое княжество Литовское. Тогда уже трудно вам будет складывать вину на чернь. Тогда и это пролитие неповинной крови наших братьев падет на вашего новоизбранного государя. Тогда ничего хорошего не может быть между нами и вами и если какое зло выйдет у нас с вами, то Бог видит, что оно произойдет не от нас!»

Шуйский поместил послов на Посольском дворе под охрану, выдавая им весьма скудные корма. А сам уже 13 июня отправил к Сигизмунду посланника Григория Константиновича Волконского (получившего за чрезмерное хитроумие прозвище «Кривой») с дьяком Андреем Ивановым. Формально они должны были требовать удовлетворения за кровопролитие и расхищение царской казны королевским ставленником Лжедмитрием. По существу же известили Сигизмунда, что Шуйский не собирается нарушать мир с Польшей.

Для вида царь и король грозили друг другу несбыточными обещаниями: один якобы собирался послать в Ливонию королевича Густава Вазу с войском, другой торговал не зависящей от него помощью самозванцам в России. Но за спинами подданных монархи прекрасно понимали друг друга. Шуйский хотел лишь повода называть повстанцев агентами короля, а Сигизмунд был доволен, что активнейшие шляхтичи уходят мстить на Русь, ослабляя внутреннее сопротивление королевской власти.

Забыв про свое старое посольство, томившееся в Москве под охраной, терпевшее голод и непрестанные издевательства натравливаемой царем черни, Сигизмунд в октябре 1607 г. прислал к царю новых послов, а в июле 1608 г. заключил с Шуйским четырехлетнее перемирие. Василию Ивановичу пленные более не требовались, и он отпустил их вместе со старыми послами. К этому времени гражданская война была уже в полном разгаре.

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Воцарение Давида (1010 - 970 гг.). 2 Цар. 1–5Давид не принимал участия в этом сражении и был глубоко опечален, услышав о гибели Саула, Ионафана и многих доблестных сыновей Израиля. Смерть Саула опечалила Давида, так как его гибель означала одновременно упадок первого

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Воцарение Соломона и смерть Давида (970 г.). 3 Цар. 1–2После подавления мятежа Давид вновь занял царский престол и правил Израилем до самой смерти. В последние годы жизни Давид сильно одряхлел, и уже никто не сомневался, что дни его жизни сочтены. Во дворце между его сыновьями

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

1:1 - 2:46 Воцарение Соломона 1:1–10 Давид и Адония. Мы видим Давида, немощного в своей старости, не способного ни согреться, ни познать красавицу Ависагу (1–4). А за кулисами уже с нетерпением ждет своей очереди Адония - четвертый из шести сыновей, рожденных у Давида от шести

Из книги Созерцание и Размышление автора Феофан Затворник

Псалом 2. Воцарение Помазанника Божьего Эта тема развивается, разделяясь на четыре части: цари, которые противостоят Господу и Его Помазаннику (1-3), призываются возложить упование на Него, служа Господу и почитая Сына Его (10-12). При этом слышны два голоса: Господа,

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 2 автора

ВОЦАРЕНИЕ ГОСПОДА ВНУТРЬ НАС Царствие Божие внутрь вас есть, сказал Господь (Лк.17:21), научая народ делу спасения. Если Царствие Божие там, где царствует Бог, то искать Царствия Божия, которое внутри нас есть, значит искать того, чтобы Бог воцарился в нас, царствовал над нами.

автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том II автора Карташев Антон Владимирович

Воцарение Екатерины II (1792-1796 гг.) Петр Великий, сломавший закон о престолонаследии, толкнул правящий класс на целое ХVIII столетие на путь дворцовых переворотов. Императрица Елизавета пыталась вправить преемство династической власти в крепкие рамки легитимизма, но

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том II автора Карташев Антон Владимирович

Воцарение Екатерины II (1792-1796 гг.) Петр Великий, сломавший закон о престолонаследии, толкнул правящий класс на целое ХVIII столетие на путь дворцовых переворотов. Императрица Елизавета пыталась вправить преемство династической власти в крепкие рамки легитимизма, но

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Воцарение Екатерины II (1792-1796 гг.) Петр Великий, сломавший закон о престолонаследии, толкнул правящий класс на целое ХVIII столетие на путь дворцовых переворотов. Императрица Елизавета пыталась вправить преемство династической власти в крепкие рамки легитимизма, но

Из книги Антихрист автора Ренан Эрнест Жозеф

Воцарение Саула над Израилем После такой блистательной победы над вражиной окаянной пошел весь народ в Галгал, и поставили там Саула царем. Принесли там мирные жертвы пред Господом, и весьма веселились там Саул и все Израильтяне.На второй год царствования Саул отобрал

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Воцарение Соломона Давид, само собой, разгневался, что делается что-то без его ведома, позвал людей и поклялся именем Господа Бога Израилева:- Да будет Соломон, сын мой, царствовать после меня. Так я и сделаю это сегодня, не откладывая дела в долгий ящик, пока не сыграю сам

Из книги Голоса из России. Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР. 1920-е – начало 1930-х годов автора Косик Ольга Владимировна

Глава XVIII ВОЦАРЕНИЕ ФЛАВИЕВ Мы уже говорили, что зрелище, которое собою представлял мир, вполне соответствовало мечтаниям Пророка на Патмосе. Режим военных государственных переворотов приносил свои плоды. Вся политика сосредоточилась в лагерях, и власть продавалась с

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Из книги автора

Из книги автора

Сбор информации о гонениях в комиссии Священного Собора и в канцелярии Святейшего Патриарха Тихона. Распространение посланий Патриарха Начало вытеснения объективных данных о событиях в Русской Православной Церкви из информационной среды было положено уже декретом

Из книги автора

Воцарение Ровоама и разделение царства И пошел Ровоам в Сихем; ибо в Сихем пришли все Израильтяне, чтобы воцарить его.2 И услышал о том Иеровоам, сын Наватов, когда находился еще в Египте, куда убежал от царя Соломона, и возвратился Иеровоам из Египта;3 И послали за ним и

Надежда Кеворкова. Ежедневная газета "Газета"

Многие светские люди в недоумении смотрят на все прибывающих к храму Христа Спасителя людей, которые в молитве и молчании семь часов ждут, чтобы проститься с патриархом.

О смерти предстоятеля было объявлено в полдень 5 декабря. Внезапная кончина Алексия II привела в смятение многих. Задолго до телевизионных репортажей началось стихийное движение людей в храмы. Об этом свидетельствовали в пятницу собеседники корреспондента «Газеты» в провинции, в тюрьмах, в русских приходах за границей. Людям было трудно говорить, светские слова не шли, хотя многие и понимали, что 79 лет - возраст смертный.

В субботу за семь часов до объявленного часа прибытия траурного кортежа из Переделкино в храм Христа Спасителя выстроился длинный хвост вокруг храма и вдоль набережной. Люди шли семьями, с детьми.

Ночью очередь только выросла. Народ из глубинки ехал целыми приходами. Все желающие проститься смогут сопровождать патриарший гроб, который проследует от храма Христа Спасителя до Богоявленского собора в Елохово.

От лица властей

По всему миру посольства РФ открыли двери для приема соболезнований. Соболезнование выражали самые разные президенты. Одними из первых прислали слова сочувствия Джордж Буш и Виктор Ющенко, выразил свое соболезнование и президент Эстонии Ильвес.

Именно в Эстонии родился патриарх, там начал служение, там похоронены его родители. Многие православные эстонцы надеялись, что патриарх завещал лечь в землю своего детства.

От лица верующих

Православные приходы по всему миру в память о смерти предстоятеля ударили в колокол 11 раз. Приходы Русской православной церкви за границей отслужили службы и открыли книги для соболезнования. В храмы в Вашингтоне и Нью-Йорке на службы пришли многие политики и бизнесмены, связанные с Россией верой и предками.

Из инославных и иноверцев пока на смерть патриарха не сказал слово, разве что Далай-лама.

Впервые римский понтифик в скорбном послании к россиянам упомянул о мученическом пути русской церкви и призвал молиться за упокой души православного патриарха.

В России одним из первых откликнулся главный раввин России Берл Лазар, найдя незатертые слова.

Патриарх-католикос всея Грузии Илия II не только молился, но и будет сослужать на заупокойной службе в Москве.

Глава неканонического Киевского патриархата Филарет (Денисенко) отслужил во Владимирском соборе Киева заупокойную службу по Алексию II. В 1990 году он был избран местоблюстителем патриаршего престола после смерти патриарха Пимена и был одним из кандидатов на патриарший престол. В светской прессе против него развернулась кампания, вскоре после собора он ушел в раскол.

Буддисты России и Монголии провели уже четыре молебна. Помолились о патриархе евангельские христиане и баптисты.

По делам воздастся

В сухих цифрах итог его управления таков. К 1990 году у церкви оставалось около 6,8 тысячи храмов и 18 монастырей. Большая их часть - на Украине, в Белоруссии и Прибалтике, где их открыли люди во время оккупации, а сталинская власть испугалась закрыть. Сегодня у церкви более 700 монастырей и более 30 тысяч приходов.

Алексий II стал первым иерархом, кто ездил по глубокой провинции, молился на руинах и утешал очень простых людей. Эти поездки не освещали ни ТВ, ни СМИ.

Церковь при нем преодолела 90-летний раскол. Алексий II, сын изгнанников, воспитанный в духе старой духовной традиции, в ней начавший свое служение, шел к этому единству долго. И достиг его в мае 2007 года, подписав Акт об воссоединении церкви.

Это было непростое дело - сложить воедино «красную», «белую», «сталинскую» и "власовскую» части российского православия.

Духовника власовской армии и своего наставника протопресвитера Александра Киселева он перевез в Москву в 1991-м и после его кончины в 2001 году похоронил в Донском монастыре.

Те, кто прожил в церкви 18 лет с момента избрания Алексия II и помнит советские времена, не забыли, как сильно церковь тяготили оковы государства. Отделение от государства было ее завоеванием. Патриарх запретил священству участие в политике. Но теперь новые чиновники пошли к церкви - за ее авторитетом, который оказался гораздо выше, чем у всех иных институтов.

Во время противостояния 1993 года к патриарху пришли обе противоборствующие стороны. Он не дал благословения ни на гражданскую войну, ни на расстрел парламента.

Патриарх не благословил ни первую, ни вторую чеченские кампании. Он не благословил и битву «христианского воинства» против «исламских террористов». В отличие от всех остальных глав конфессий, патриарх не пошел на прием к Джорджу Бушу в 2002 году в Москве и запретил туда идти кому-либо из епископов.

В марте 2006 года он принял делегацию ХАМАС, а летом 2006-го молился вместе с православными Сирии и Ливана об окончании агрессии в отношении Ливана.

Он отказался признать царские останки и не участвовал в их захоронении в царской усыпальнице в Петербурге.

Он не позволил синоду признать независимость Абхазо-Сухумской и Аланской (Южно-Осетинской) епархий от Грузинской церкви вслед за признанием Россией независимых анклавов.

Патриарх помог найти Борису Ельцину слова покаяния при его уходе. Он неизменно навещал Бориса Ельцина после отставки до самой смерти, хотя и не стал его отпевать.

Мало кто из его светских критиков наблюдал историческую дискуссию Алексия с Александром Солженицыным, которую слышали тысячи учителей на Рождественских чтениях. Мало кто вне церкви знает, скольких людей лично патриарх утешил за почти 60 лет служения. И скольких он помнил по именам.

В самые трудные годы он заставил миллионы родителей, занятых зарабатыванием на хлеб, задуматься о том, чему учат их детей. В итоге в 21 регионе страны родители добились того, что их детям преподают факультатив по основам веры.

Алексий II много раз выступал против роскоши епископата, ценников в храмах, бездействия, ложного старчества. Эти его воззвания не транслировали СМИ. Александр Огородников, отсидевший за веру в советское время восемь лет, рассылал по приходам дайджесты патриарших выступлений. Он свидетельствует, что слова патриарха воспринимались как буквальная сила правды. «Этими нашими газетами прихожане увещевали церковное начальство и светское, - сказал он. - В Москве этого не увидеть, а в стране люди знали силу его слова».

Кандидаты в преемники

Синод избрал местоблюстителем патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Он будет управлять церковью до интронизации нового предстоятеля.

10 декабря синод определит дату поместного собора для избрания нового патриарха. Саму процедуру выборов утвердит уже собор. В прошлый раз избирали тайным голосованием, Тихона в 1917 году избрали по жребию. Выдвигать кандидатов возможно спустя 40 дней после кончины. Собор будет созван не позднее июня 2009 года.

Гадать о кандидатах - неблагодарное дело. Кандидат должен быть не моложе 40 лет. 18 лет назад публика обсуждала две вероятные кандидатуры - покойного митрополита Питирима и местоблюстителя Филарета. Собор же тайным голосованием избрал Алексия, потомка белоэмигрантов из шведского баронского рода Ридигеров, чей предок - в галерее героев войны 1812 года.

То, что местоблюстителем сейчас стал самый известный и яркий иерарх, не гарантирует митрополиту Кириллу избрания.

Решение остается за соборным мнением. Мало кто знает, что на поместных соборах кроме архиереев, духовенства и монашества собираются и миряне. Как правило, это одни из самых активных и ревностных членов церкви.

Впервые выборы первосвятителя пройдут при деятельном участии зарубежной паствы, где за 90 лет дух соборности и общинности не угасал.

На соборе не только обсуждают кандидатов, в том числе и в кулуарах, но и молятся. Так что большинство верующих людей уповают в этом вопросе не столько на взвешивание за и против человеческих и управленческих качеств, сколько на Божию помощь в буквальном смысле слова.

Кем для вас был Патриарх ?

АРМЕН ДЖИГАРХАНЯН , народный артист СССР

Для каждого все это очень тайно и интимно. Гораздо важнее то, каким Алексий II был именно для русского народа - хорошим и сильным. И все мы очень нуждались в нем, а это самое важное, хотя, конечно, и не все. Ваш вопрос не по-газетному глубок, и на него так сразу не ответишь. Я должен посидеть, подумать, выпить немножко водки и погрустить...

ЭЛЛА ПАМФИЛОВА , глава Совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека

Патриарх Алексий II оценил мои скромные труды и наградил орденом святого мученика Трифона «За труды и пользу», что для меня, конечно, очень важно и почетно.
Патриарх - это великий человек, во многом благодаря которому произошло объединение Русской православной церкви. Он внес огромный вклад в духовное развитие России. Кончина Алексия II - это невосполнимая утрата для всех нас.

АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВ , бывший депутат Госдумы , член центрального совета партии « Справедливая Россия »

Патриарх Алексий II был для меня человеком, который приблизил церковь к государственной светской жизни. Он вывел церковь из монастырской жизни и сделал ее открытой и повернутой к обществу. Образ Алексия II, его стиль поведения и манера общаться, по-моему, были очень положительными. Патриарх был одной из немногих фигур, что называется, наверху, о которых я не слышал негативных откликов.
Именно среди простых людей к нему не было негативного отношения. А ведь обычно тех, кто достиг такого положения, критикуют то за одно, то за другое, за третье. Это редкость, тем более у нас в России, когда человек не вызывает такого диссонанса.
Алексий II был человеком, который соединял, а не разъединял. Хотя по Конституции у нас церковь и отделена от государства, но патриарх сумел сделать так, что они сегодня находятся в альянсе.

НАТАЛЬЯ НАРОЧНИЦКАЯ , президент Фонда исторической перспективы

Он был и отцом, и духовным авторитетом, и вообще авторитетом. Я недавно получила из его рук награду, и он меня, недостойную, даже благодарил за мои мелкие и частные дела; и он не раз благословлял меня.
Алексий II был человеком огромного масштаба, который с большой высоты панорамно смотрел на процессы. У него была необычайная мудрость, и он всегда знал, кого подбодрить, кого немного сдержать, кого осадить, а перед кем просто молчать и стоять скалой.
Алексий II вел церковь в очень смутное время, ведь тогда рвалась связь времен, нация была расколота, был нигилизм, а мы осваивали безумство гибельной свободы и не могли найти согласие ни по одному вопросу. Но патриарх сумел провести и церковь, и нас сквозь этот бурный поток.
Безусловно, он был собиратель. В начале 1990-х трудно было себе представить, что когда-нибудь воссоединятся Русская и Зарубежная церковь. Какую надо было иметь веру и верность великой цели объединения!
Помню, у меня был период опалы, когда я мало где бывала, но на каком-то форуме он проходил мимо меня, остановился и спросил: «Как ваши дела?» Я ответила, что, мол, в трудах, а он тогда при всех благословил меня.
По-моему, он был очень добрым. У него в бороде таилась добродушная отеческая улыбка, а в глазах были искорки. Я искренне говорю, что у меня с ним сложились отношения чада и бесконечно уважаемого отца. По-моему, мы еще не видим весь масштаб этой утраты.

Последняя осень Алексия II.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Россия прощается с Патриархом Алексием II. Длинные очереди два дня тянулись к храму Христа Спасителя, где по скончавшемуся в пятницу утром на 80-м году жизни главе Русской Православной Церкви была отслужена панихида. Завтра Патриарх согласно своему завещанию будет похоронен в другом московском храме – Богоявленском соборе в Елохове. До восстановления храма Христа Спасителя он был главным кафедральным собором страны. Там же покоится Патриарх Сергий (Страгородский), которого можно с полным основанием назвать первым «советским Патриархом». Алексий II стал последним главой РПЦ, избранным еще при советской власти. Итак, круг замыкается.

Вместе с Алексием II Московский Патриархат шагнул в новое время, в котором его ждало многое: и восстановление после гонений советского времени, и национальные расколы, и финансовые скандалы, и обретение единства с Зарубежной Церковью, и выстраивание взаимоотношений с другими религиями и конфессиями, и бунт диомидовцев...

Всесторонняя оценка 18-летнего периода патриаршества Алексия II – дело историков. Пожалуй, главным его результатом стало формирование в условиях провозглашенной свободы совести особой модели отношений Церкви и государства, которую покойный Патриарх называл церковным словом «соработничество». Эта модель, естественно, не нова. Многие критики упрекали Алексия II в том, что при нем Церковь слишком тесно сближалась с государством – как при Ельцине, так и при Путине. Однако скрытые за телевизионной картинкой отношения на самом деле не всегда были гладкими. «Церковь отделена от государства, но не от общества», – неоднократно повторял Алексий II. И часто добавлял, что никогда прежде Церковь не пользовалась такой свободой, как в постсоветский период своей истории. То есть – при нем самом.

В течение трех дней в Москву шел поток соболезнований. В пятницу один за другим выступили с телеобращениями президент Дмитрий Медведев и глава правительства Владимир Путин. Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев заявил, что потрясен смертью Алексия II. Соболезновали православным представители всех религиозных общин России. Прислал соболезнования Папа Римский Бенедикт XVI, встретиться с которым покойному Патриарху так и не пришлось. Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II собирается возглавить делегацию Грузинской Православной Церкви на похоронах Алексия II – это будет первый визит Илии II в Россию после августовской войны. Дружеские отношения связывали двух Патриархов, несмотря на конфликт между странами.

По Уставу Русской Православной Церкви ее глава избирается Поместным Собором, который должен быть созван не позднее шести месяцев после смерти предыдущего предстоятеля.

Поместному Собору предшествует Архиерейский Собор, на котором выдвигаются и обсуждаются основные кандидатуры. Точные даты проведения Архиерейского и Поместного Соборов будут скорее всего определены в среду, 10 декабря, на заседании Священного Синода. Основной кандидат известен – это 62-летний митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП). На экстренном заседании Синода в субботу митрополит Кирилл был назначен главой комиссии по организации похорон Патриарха Алексия II и местоблюстителем патриаршего престола.

Как правило, местоблюститель и становится следующим Патриархом. Знаковым исключением из этого правила стало избрание самого Алексия II на Поместном Соборе 1990 года. Тогда после смерти Патриарха Пимена местоблюстителем стал митрополит Киевский Филарет (Денисенко). Однако Патриарха впервые после 1917 года выбирали тайным голосованием, в результате чего выяснилось, что большинство делегатов Собора предпочли видеть главой РПЦ митрополита Алексия, а не Филарета. Система дала сбой – не повторится ли он и на сей раз? Ведь помимо митрополита Кирилла в РПЦ есть и другие влиятельные иерархи. 73-летний митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) управляет крупной Московской епархией и сейчас временно взял на себя функции столичного архиерея, которому подчиняются приходы Первопрестольной. Ровесник митрополита Ювеналия митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) возглавляет Белорусский Экзархат и так же, как и митрополит Кирилл, имеет большой опыт работы на посту главы ОВЦС МП. 59-летний митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) контролирует церковный аппарат – он стоит во главе Управления делами Московской Патриархии и в последние годы сильно увеличил свое влияние.


Нескончаемым потоком верующие идут ко гробу Всероссийского Патриарха.
Фото Reuters

Часть духовенства и мирян РПЦ настроены непримиримо к претензиям митрополита Кирилла на патриаршество. Это недовольство проявилось и в недавнем выступлении бывшего епископа Диомида (Дзюбана), сторонники которого видят в главе ОВЦС МП источник всевозможных бед для Церкви. Бунт диомидовцев был подавлен незадолго до смерти Алексия II – и митрополит Кирилл сыграл здесь одну из ключевых ролей. Но, как бы этого ни хотелось многим критикам «митрополитбюро», опальный Диомид не сможет участвовать в Поместном Соборе и тем более выставить свою кандидатуру до полного покаяния и снятия церковных наказаний. А этого в сложившейся ситуации ждать не приходится. Вопрос в другом: что, если появится альтернативный митрополиту Кириллу кандидат в Патриархи, который сможет привлечь голоса сторонников Диомида?

И все-таки больше всего шансов возглавить Московский Патриархат у митрополита Кирилла. На его стороне опыт руководства влиятельным ОВЦС МП, который уже заработал на полную мощь в поддержку его кандидатуры. Это ведомство отвечает за диалог с другими религиями и конфессиями, оно же осуществляет контакты со светской властью. А «доброе свидетельство от внешних» (то есть властей предержащих) – один из критериев выбора Патриарха, зафиксированный в Уставе РПЦ. В условиях набирающего обороты экономического кризиса, который уже затронул церковные благотворительные программы, Московскому Патриархату нужен хороший «антикризисный менеджер». Митрополит Кирилл вполне подходит на эту роль.

Есть еще один важный момент, связанный с выборами Патриарха, – за кого проголосует украинский епископат? Пользуясь предоставленной Алексием II широкой автономией и правом назначать епископов без согласования с Москвой, Украинская Православная Церковь намного увеличила количество своих епархий и соответственно число представителей на Поместном Соборе. Сомнительно, что тяжело больной митрополит Киевский Владимир (Сабодан) выставит свою кандидатуру, хотя он и пользуется большим доверием среди верующих. Реальными кандидатами будут российские иерархи, но от поддержки украинских архиереев во многом зависит, кто станет шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси.

"Петр I попытался убрать патриарха именно затем, чтобы лично управлять Церковью"

Сегодня СМИ, эксперты и аналитики все чаще вынуждены производить не факты, а эффекты, информационные магниевые вспышки. Место политической дискуссии занимает медийная борьба, в ходе которой аргументы уступают место риторическим трюкам. Апеллируют не к интеллекту, а к спонтанным эмоциональным реакциям. Картина мира, над которой поработали таким образом, упрощается до мозаичности. Формируется именно то, что левые публицисты обозначают термином "ложное сознание". Причем, как это ни печально, резкое падение уровня дискуссии наблюдается и в обсуждении церковно-религиозных тем.

Странный документ

Недавно на площадке "Ежедневного журнала" появилась под удивительным названием "Патриаршество в XX веке: неудачный эксперимент". Принадлежит этот материал некоему Петру Пименову, чье имя сотрудникам религиозных СМИ мало о чем говорит. Вероятнее всего, это говорящий псевдоним (Пименов – патриарх Пимен). Тем более что автор или авторы статьи, кем бы они ни являлись, подчеркивают свое расположение к позапрошлому патриарху, что было бы приятно слышать церковному человеку, если бы не странная попытка противопоставить светлую память Пимена его преемникам, Алексию II и Кириллу, которые, по мнению "ЕЖ", виноваты в директивном стиле управления. Критерии директивности не приводится, но читателя аккуратно подготавливают к тому, что дело вообще не в Алексии и Кирилле, а в патриаршестве как таковом.

"ЕЖ" утверждает, что в России всё поняли слишком буквально и патриарха сделали "царем Церкви". Отсюда, мол, и все проблемы.
Дальше – больше. Посредством кинжальных исторических экскурсов нас подводят к мысли о том, что сама традиция патриаршества в нашей стране превратилась в нечто неправильное. Интрига нарастает... Наконец, звучит приговор: РПЦ обвиняют в "экклезиологической ереси" и предлагают провести кардинальную ревизию русской церковной традиции.
Финальный вывод таков: "Исправить ситуацию... может добровольный уход на покой патриарха Кирилла и длительный, лет на 30-40, мораторий на избрание нового патриарха. Там будет видно, восстанавливать патриаршество или окончательно его упразднить".
Ни больше, ни меньше.

Запредельный смысл сказанного декорируется сетованиями на недостаток внурицерковной демократии, задавленной то ли самим патриаршим титулом, то ли его "еретической" трактовкой: в Византии, по мысли авторов, с патриаршеством тоже было не Слава Богу. А вот аналогия с папством почему-то не озвучивается. То ли "ЕЖ" свято блюдёт политкорректность, то ли привержен сержантской мудрости – мол, "тут вам не там".
На закуску мы получаем нечто вроде заверения в совершеннейшем почтении: "Ни одного дня я не был в расколе, всегда причащаюсь и причащался только в тех храмах, где возносят имя патриарха Кирилла, а перед ним Алексия, а перед ним Пимена..."

Это завуалированное послание действующему патриарху (а иначе подобный текст восприниматься не может), конечно, не первое в своем роде. Только раньше мы имели дело с открытыми письмами. Борис Березовский, в одном из таких писем, помнится, призывал патриарха Кирилла принять власть из президентских рук и кому-то передать. Другой автор, Станислав Белковский, был академичнее: он предлагал патриарху подумать о преемнике, а в РПЦ советовал провести секулярную реформацию, проект которой тут же опубликовал.

Подобная корреспонденция традиционно проходит по ведомству народных "писем счастья", но легкость жанра нередко окупается известностью имени, а в данном случае все как раз наоборот. Перед нами большой текст с ссылками на апостольские правила и на историков предреволюционных лет, выдержанный в почти научном стиле, но крайне слабый по содержанию и не освященный именем известного автора.

Зачем все это нужно "Ежедневному журналу" остается лишь гадать. Одно несомненно: редакция ЕЖ поставила своеобразный рекорд. Радикальностью темы. Отречение, передача власти? Это все детские игры. Упразднить патриаршество совсем – вот это да.
Следующее предложение, надо полагать, самороспуск Русской Православной Церкви.

"Эксперимент" с патриаршеством

Недоразумения начинаются в заглавии. "Неудачный эксперимент" – это, конечно, очень сильно сказано. Не потому что "неудачный" (это вопрос точки зрения), а потому что "эксперимент". Чтобы объявить патриаршество экспериментом, надо набраться большой, скажем так, смелости. При этом используется якобы ссылка на авторитет – которому, впрочем, без пяти лет век. Озвучиваются доводы за и против патриаршества, которые приводились во время Всероссийского Поместного собора 1917-18 гг. При этом сходу объявляется, что избрание Патриарха, впервые за 200 лет, было не главной, а второстепенной причиной созыва Собора. А само голосование происходило с такими жуткими процедурными нарушениями, что впору было выступать с лозунгом "за честные выборы". Но при этом (внимание!) выборы патриарха были знаменательны промыслом Божьим. Согласно которому тогда, в 1917‑м, был избран не популярный Антоний (Храповицкий), а лучший и добрейший Тихон. Последнее справедливо: как известно, митрополит Антоний в эмиграции писал, что Господь избрал лучшего, так как он сам, взяв в политическом противостоянии сторону белых, уже не смог бы как должно отстаивать интересы Церкви.

Но если речь зашла о провиденциальности, какой смысл обсуждать легитимность выборов, да еще называть патриаршество второстепенным поводом для Собора. Бывает ли провиденциальное второстепенным?

Дальше странности множатся. Ратуя за внутрицерковную демократизацию, которую якобы нарушает сама должность патриарха, авторы отрекаются от решений "провиденциального" Собора 1917 года. А ведь Собор и есть самая демократичная форма церковного управления. Демократичней не бывает.

Еще более примечательно, что авторы "Ежедневного журнала" не хотят созыва и нового Поместного собора, который, по их вывихнутой логике, мог бы решить вопрос о постылом патриаршестве: "Сегодня и нет смысла проводить Поместный собор – епархии не смогут организовать свободные выборы делегатов". Очевидно они понимают, что результат голосования был бы явно не в пользу отрешения патриарха от должности.

Представления о демократии также вызывают вопросы. Вместо соборности, которая распространяется на всех членов Церкви, они выступают за повышение статуса епископов и митрополитов, то есть, как сказали бы светские наблюдатели, лишь "за изменения внутри управленческой элиты".
Что, мягко говоря, не одно и то же.

Что такое казенная Церковь

Но справедливости ради отметим: не епископатом единым, по мнению "ЕЖ", жива демократия. Передать церковную власть после отмены патриаршества предлагается "избираемому и постоянно действующему Синоду".

И тут вопросов становится еще больше.
Даже студент истфака знает: именно в "синодальный период" (XVIII-XIX вв), вплоть до 1917-го) было покончено и с автономностью Церкви по отношению к государству, и с внутрицерковной демократией – если, конечно, распространять её на всех членов церкви, а не на избранных членов внутрицерковного ареопага.

Отступление от исторической формы церковности произошло в петровскую эпоху именно с отменой патриаршества. Даже такая малость, как подаяние нищим, поощряемое Церковью, при Петре начало преследоваться. Это подрывает основы государства, – так впоследствии заявил Государственный совет. Именно в беспатриарший период тайна исповеди становится объектом постоянных посягательств Третьего отделения. Именно в это время регулярность присутствия на службе негласно считается одним из условий политической благонадежности. При этом по разным поводам строчатся тысячи доносов – больше их было только при большевиках.

Обо всех этих явлениях довольно подробно рассказывает, например, блестящая статья академика А.М. Панченко "Россия в канун петровских реформ". Интересно, знает ли редакция "ЕЖ" о существовании этого и других трудов по русской истории. И что еще могло заставить её поместить на своей площадке материал претенциозный, но не удовлетворяющий минимальным критериям научности.

Позволим и мы себе небольшой экскурс. Синодальный период был очень тяжелым для Церкви. Логика государственной реформы Церкви, которая проводилась, начиная с Феофана Прокоповича, понятна. Российская бюрократия, возомнившая себя эталоном еврпопеизма, железной рукой втягивала Церковь в свои политические проекты. Церковь как христианская община ей была не нужна. Требовалось нечто иное: министерство по духовным делам. Ответ на простой вопрос: а кто считался главой церкви, когда им не был патриарх? – скажет о многом. Им был обер-прокурор Синода, лицо гражданское. Кто же не помнит хрестоматийное: "Победоносцев над Россией простер совиные крыла"? Это о нем, об обер-прокуроре, самом известном в истории России. И это – время церковной демократии? Увы, все обстояло с точностью наоборот.

Не многовековое патриаршество, а как раз синодальное управление следует считать неудачным экспериментом в истории России. Разумеется, идея вернуть патриаршество никуда не исчезала из народного сознания, и в 1917 году она просто не могла не быть одной из главных на Поместном соборе.

Легко просчитать, что произойдет, если Церковь – действительно в порядке эксперимента, или, скорее, в состоянии всеобщего помрачения, выполнит рецепт патриархоборцев. Зачатки автономности, приобретенные дорогой ценой за постсоветские годы, будут мгновенно утрачены. Не патриарх, а светское ведомство по делам религий превратит церковь в послушного исполнителя политических заказов. Такого же, как нынешнее Минобрнауки, лихо уничтожающее российское высшее образование. Епископальное сообщество, о котором толкуют патриархоборцы, в таких условиях, бесспорно, превратится в церковный олигархат, живущий на коротком поводке у власти. А простым верующим придется жить по специальному "Религиозному кодексу", который не преминет ввести в России профессиональный антиклерикал Михаил Прохоров.

Патриархи и демократия

Патриархи появились еще в ветхозаветную эпоху, именно они правили еврейским народом до Саула, его первого царя. В апостольские времена выделялись двое первоверховных апостолов, Петр и Павел, чей статус соответствовал патриаршему. Патриарх в Восточной Церкви – не что иное, как титул архиерея крупнейших государств-полисов, которых сегодня не осталось.

На Руси патриаршество было введено согласно византийскому образцу. Петр I попытался убрать патриарха именно затем, чтобы лично управлять Церковью, сделать ее частью бюрократической машины. Большевики, между прочим, особо отметили заслугу Петра, упразднившего патриаршество, они‑то понимали, что это шаг на пути не к демократизации Церкви, а к утрате ею авторитета среди народа, для которого патриарх всегда был народным заступником. Ведь, как известно, если бы не Ермоген, Смуту могли бы и не победить. Если бы не Тихон и Сергий, не удалось бы сохранить Церковь в советское время.

Сегодня, как и всегда, православный патриарх – это первый среди равных. Он является не столько главой церкви (глава – Христос), сколько архипастырем и вместе с тем администратором-управленцем. На патриархе лежит громадная ответственность, поскольку он не обладает априорной святостью как папа римский, который может единолично принимать церковные законы и даже создавать новые догматы. Патриарх, разумеется, ничего не решает за всю Церковь. Он подотчетен архиерейскому и поместному соборам.

А то, что титул патриарха умаляет власть епископов на местах... Слышать об этом и смешно, и грустно. Прежде всего тем, кто, в отличие от адептов экспериментальной церкви, кое-что знает о жизни в епархиях. Сегодня епископы на местах обладают огромной властью, переходящей порой в епископальное "самодержавие".

Есть такое выражение: служить под кем-то. Епископ может вывести проштрафившегося иерея из другой епархии и забрать в свою, никакой патриарх ему в этом не помешает. Епископы, случается, вводят странные богослужебные обычаи и денежные поборы, выгораживают схизматиков и разлучают паству с духовниками. Или вы полагаете, что мы не знаем наших проблем? И знаем, и говорим о них.

Отдельные епархии порой выглядят как разные государства. Сравните Сурожскую епархию и епархию бывшего епископа Диомида, и почувствуйте разницу. Смена епископа порой радикально меняет духовный климат всего города или области. Если это не демократия, что это такое?

Еще раз о том, как разрушить Церковь

Следует сказать об "отделении" двух последних патриархов от предыдущих, на чем настаивают авторы статьи в "ЕЖ". Искусственные разделительные линии в истории церкви, в общем, не новость. В последние годы привычка их проводить вошла в моду.

Недавно в истории Русской Церкви попытались пробить брешь, ставя в вину патриарху Сергию промыслительную и спасительную для Церкви позицию в советский период. Хотя именно благодаря ему Церковь сегодня не просто жива, но и является единственной нитью, связывающей Россию с досоветским прошлым. Кроме Церкви ни один из дореволюционных институтов не пережил десятилетия советской власти. Тем не менее, авторитет Сергия пытались поставить под сомнение. Почему?

Когда время принудительного атеизма прошло, разрушить Церковь фронтальной атакой, даже с помощью СМИ и "актуальных художников", стало проблематично. Ведь рубка икон и клевета на патриарха происходят здесь и сейчас, а сознание верующих – исторично. Поняли: нужно действовать изнутри: вытащить камень из исторического фундамента, чтобы здание Церкви закачалось.

Заставьте признать одного патриарха нелегитимным, и легитимность всех последующих автоматически повиснет в воздухе, поскольку в Церкви действует принцип преемственности благодати. Попытки расшатать исторический фундамент РПЦ предпринимались как сторонниками епископа Диомида, так и антисергианами либерального толка. Первый удар был нанесен перед историческим объединениям Церквей – РПЦ и РПЦЗ. Второй – в преддверии думских и президентских выборов, когда началась антицерковная кампания в СМИ.

И вот сегодня авторы круга "Ежедневного журнала" делают попытку поставить под удар как раз тот период жизни Церкви, за который мы можем гордиться, когда Церковь достигла независимости от государства, то есть последние 20 лет.
Вот за это на Церковь и нападают.

Что любопытно, мотивировкой на этот раз служит не связь РПЦ с советским обновленчеством (версия антисергиан), а напротив – связь с церковной традицией, да не просто дореволюционного, а допетровского времени. Попросту говоря – связь с Традицией как таковой. В каком-то смысле это невольное признание наших оппонентов даже приятно.

Претензии к патриарху и высшим иерархам за конкретные шаги и поступки, – это нормально. Они тоже люди, а как известно homo erratum est. Но претензии сегодня выдвигаются самые общие, так, что на них невозможно ответить. То за несоответствие некоему стилю эпохи, то за "слишком" смелые решения, которые трактуются как церковное самодержавие. Даже странно, что в текст, подписанный Петром Пименовым, не попало явно готовое сорваться у автора с языка словечко "тоталитаризм". Но нет, вместо избитого газетного штампа автор использует почти инквизиторские методы: он обвиняет РПЦ в "экллезиологической ереси".

Церковь есть тело Христово, и попытка православного автора отсечь от неё часть – неважно, в настоящем или в историческом прошлом – предательство. Напомним: именно во время воссоединения РПЦ и РПЦЗ епископ Диомид предал Церковь и выступил с раскольнической инициативой. Сегодня мы наблюдаем нечто похожее, но в мирянском исполнении. Предложение отменить патриаршество (ввести мораторий на 30-40 лет) вбрасывается в СМИ в тот момент, когда внутри Церкви наметилось явное укрепление консенсуса.

Публикация на площадке "ЕЖ" текста Петра Пименова – это очередной пробный шар, желание проверить реакцию церковной общественности. Вот только смысл сказанного запределен, как никогда раньше. Это пристрелочный текст, степень экстравагантности которого нам предлагают продегустировать и переварить.

Именно поэтому происшедшее нельзя замолчать. Православные СМИ обязаны высказаться на эту тему. Надеюсь, реакция будет четкой и недвусмысленной.

Александр Щипков

Сейчас кажется, что медиакампания против Патриарха Московского и всея Руси идёт лишь последние несколько месяцев. Но если хорошенько вспомнить, «прогрессивная общественность» озабочена деятельностью нашего предстоятеля прямо с самого его избрания Поместным Собором Русской Православной Церкви. Тогда либеральная и свободолюбивая часть блогосферы выла о том, что Собор избрал Кирилла под давлением Кремля. И обвиняла его во всех смертных грехах, начиная с продажи сигарет и алкоголя и заканчивая «филокатоличеством».

Попытки этой систематической травли с тех пор продолжаются в «дежурном» режиме. Сейчас, видимо, очередной всплеск. Буквально за несколько месяцев нарисовались «панк-мученицы» в ХХС, потом нехорошая квартира, параллельно с нею часы (на фоне всего этого была еще пара, видимо, «художников новой волны», топорами крушащая иконы), потом «Калоша»… Это я напоминаю краткую хронологию событий.

На фундаментальном уровне такое противостояние прогрессивной общественности и Церкви понятно. У нас и у них категорически разнится понятие свободы. Для нас, православных, свобода – это в первую очередь свобода «не быть во грехе», то есть не вестись за тёмными инстинктами. Для них – свобода в том, чтобы пребывать «во грехе» постоянно. От этой фундаментальной разницы, мне кажется, и проистекает их ненависть к нам. Нет, у нас, конечно, тоже есть ревнители европейского прогрессивного духа, типа протоиерея Георгия Митрофанова, которые пользуются в определенных кругах определенной популярностью. Но таковых среди нас, слава Богу, меньшинство.

Впрочем, мы сейчас о настоящих «креативщиках», которые полностью свободны от ига и ярма Христовых. Если посмотреть на глубинные метафизические процессы, происходящие в этой социальной страте, вырисовываются некоторые весьма любопытные вещи. Например, «креативный класс» считает себя лучшими людьми, лучшей частью народа, настолько лучшей, что ее невозможно отождествлять с нами. Это вполне находит отражение в лексике: “дельфины” это не другое качество “анчоусов”, а другой вид существ. Это важно.

Соль земли, не иначе. Проблема только в том, что один токарь из Перми или Плотник из Назарета назвал солью земли людей с несколько иными морально-нравственными характеристиками и несколько иным мировоззрением. Для самопровозглашенной «элиты» такое положение дел должно быть крайне оскорбительно. Тем более, что некоторые из числа священноначалия не стесняются об этом вслух высказываться . Церковь как некое сообщество «не совсем от мира сего» крайне неудобна тем, кто ставит себя не просто вне, а выше Церкви.

Такого неудобства «лучшие люди» терпеть не собираются, поэтому противодействуют Церкви максимально грязно, чтобы не только наверняка, но и чтобы даже противостоять им было до тошноты противно. Логика этой травли достаточно проста: если кто-то самим фактом своего существования показывает нам, что мы грешны, мы докажем, что этот кто-то ещё более грешен чем мы. В идеале – что этот некто погряз глубже нас в наших же грехах.

Это давняя тактика. Её еще при покойном Патриархе Алексии использовали вовсю. Но сейчас они действуют тоньше. Бьют не по всей церкви, а по вполне определенным её представителям. В первую очередь – по предстоятелю, потом по его соратникам. Митрополит Илларион Алфеев и о. Всеволод Чаплин уже давно превратились во «врагов прогрессивного человечества». Зачем нужны такие локальные, точечные удары? Чтобы разделить Церковь. Если ещё дальше пройтись по дорогам памяти, можно вспомнить и историю с экс-епископом Диомидом. Ведь с его отходом от Русской Православной Церкви казалось, что вот оно: ещё чуть-чуть – и раскол.

Раскол между Церковью и её священноначалием – это ещё и попытка манипуляции. Попытка внушить православным, что «официальная Церковь» плоха. Плоха, главным образом, своим предстоятелем. Ну а дальше идёт понятная в данной конструкции аналогия: мы, «креативный класс» – альтернативное общество с альтернативной политикой, идите к нам, православные, от своего архипастыря, и делайте здесь альтернативную церковь.

К сожалению, в некоторых случаях эта модель срабатывает. И православные, в праведном порыве, начинают с критики Патриарха, переходят к критике епископата, потом перекидываются на священников, а потом уже оттягиваются и на всю полноту Церкви. Ну а там – или в раскол. Радует всё же, что таких немного.

А теперь давайте представим жуткое. Допустим, сегодня в прайм-тайм на канале НТВ Его Святейшество выскажется в пользу «креативного класса», анафематствует Путина, правительство, партию «Единая Россия» целиком, и выйдет на Болотную площадь. И всю Церковь за собой позовёт. Ну, понятно, что для «прогрессивной общественности» в таком случае предстоятель станет главным героем этого полит-сезона. А что будет дальше?

А дальше может случиться, как в Сербии. Сербская Православная Церковь хоть и не полностью, но изрядным количеством своих клириков поддержала свержение Милошевича. Нет, никто не спорит, что Слободан Милошевич в сфере церковно-государственных отношений был совсем не сахар. И, в общем-то, можно понять этих сербских клириков: они ведь не провидцы, не знали будущего. Как не предвидел этого будущего и великий праведник Сербской земли, да и всего Вселенского Православия, Патриарх Павел. Кстати, в последнее время истории об аскетических подвигах этого архиерея активно циркулируют по российскому сегменту социальных сетей. Некоторые люди сравнивают покойного сербского первоиерарха с нашим нынешним. Сравнивают весьма эмоционально. Например, вот так : «Интересно, сколько привел людей ко Христу покойный Патриарх Сербской Церкви Павел и сколько (точнее, сколько оттолкнул от Христа) патриарх РПЦ Кирилл (с брегетами, лимузинами и его чиновниками вроде Всеволода Чаплина с мешаниной в голове вместо Православной веры, послушно излагающего позицию и волю хозяина)?

Святейший (думаю, святость его подтвердится в прямом смысле) владыка Павел ничего не имел мирского как и Господь Христос. Видимо, Павел является человеческим отражением Духа, Сына Божьего.

А Кирилл - отражением Иуды. »

Для особо ретивых администраторов хочу добавить, прежде чем в слепой ярости нажимать на кнопки, необходимо внимательно прочитать статью.:) Я понимаю, это трудно сделать в режиме ограничения времени, постараюсь другими словами объяснить смысл удаленной статьи.:)

http://diak-kuraev.livejournal.com/343353.html?thread=70831929#t70831929

Понравилось? Лайкни нас на Facebook