«Изгнание из рая», Мазаччо, фреска. Изгнанные из Рая или возвращение памяти: Откуда ты Иерусалим Изгнание из рая

Sharing is caring!

0 shares

Изгнание из рая в главной своей части вечно. То есть хотя изгнание из рая окончательно и жизнь в мире неминуема, однако вечность этого процесса (или, выражаясь временными категориями, - вечная повторяемость этого процесса) даёт нам все же возможность не только надолго оставаться в раю, но и в самом деле там находиться, независимо от того, знаем ли мы это здесь или нет

На протяжении не только столетий - тысячелетий - множество ученых пытались расшифровать Книгу книг - Библию. Среди них были философы, литераторы и, конечно, богословы. Но, пожалуй, единственный существенный вывод из великого множества их трудов - то, что Библия действительно зашифрована… Именно этот факт, неизменно принимаемый как истина лучшими умами человечества, и становился причиной упомянутых исследований.

Исследования эти продолжались и в наши дни. И если попытаться свести к общему знаменателю все, проделанное за последнее столетие в самых разных странах мира (а сделано очень много), есть основания утверждать, что, по крайней мере, в одной своей части Библия, наконец понята. Речь идет об изгнании из Эдема Адама и Евы, о сути их искушения.

История, приведенная в Библии в форме сказки или легенды, на самом деле таит в себе ответы на едва ли не самые больные вопросы, неизбежно встающие перед каждым думающим человеком в течение его жизни. И главный из них - вопрос «За что?!»

Недавно завершилась Всемирная программа «Эдем», осуществлявшаяся одновременно в нескольких странах, включая США, Данию, Англию, Францию и Японию. В частности, один из потрясающих выводов, который после почти десятилетнего исследования генофонда современного человечества «выдали» самые сложные и самые надежные в мире компьютеры, сводится к тому, что все нынешнее человечество «начиналось» с шести пар! Столь большой срок - десять лет - понадобился ученым, чтобы с помощью электроники «раскрутить» цепочку генов современного человека «в обратную сторону» - к началу… Свидетельство это, безусловно, и подкреплено математически. Оно заставляет совершенно иначе взглянуть на то, что сказано об этом в Библии: «Все вы - дети одного Отца». Иной смысл обретает в свете этого открытия и необходимость любви к ближнему, одна из основных заповедей, данных Иисусом.

Но вернемся к истории Адама и Евы.

В прежние годы не только богословы, но и историки много спорили о реальном местонахождении Эдема, «рая», из которого были изгнаны наши библейские предки. Имелись, например, сторонники географической точки в истоках Нила, с которыми яростно спорили их противники, убежденные в том, что Эдем располагался там, где, сообразно еще одной легенде, находилась древняя Атлантида. Все, кого интересовал этот вопрос, склонялись в сторону африканской теории: ведь именно там найдены останки самых древних людей на Земле, следы их стоянок! На самом деле ни те, ни другие правы, не оказались. Истина, как утверждают современные исследователи, совсем в другом.

Эдема в нашем понимании на планете не было вообще! Образ райского сада - одна из многочисленных «шифровок» Книги. Реальный Эдем находился, если пользоваться языком фундаментальной физики, в ином измерении, в информационном поле Земли. И точно так же не были людьми в привычном понимании Адам с Евой. Их тела были созданы Творцом как энергетические, хотя куда более плотные, чем, скажем, тела Чистых Духов. Ведь и на Земле существуют материальные тела совершенно разной плотности, от амебы до скальной породы! То же самое и в мире энергетическом, не видимом обычным человеческим зрением. Но если у нас самым плотным, пожалуй, является тяжелый металл, то в измерении, где возникли Адам и Ева, самыми плотными были именно они. То была своеобразная энергетическая «глина», после которой следующий шаг вниз - уже материя физическая. То есть мы с вами. Кроме того, они, естественно, были самыми плотными в момент создания по отношению ко всему энергетическому миру Вселенной.

Вряд ли, опираясь на свои земные представления, связанные в первую очередь с предметным миром, мы можем достоверно судить о том, как в действительности выглядел Эдем, что представляло из себя Древо познания Добра и Зла, чем на самом деле являлся пресловутый «запретный плод». Важно не то, с каким именно «грехом» - хотя бы и с прелюбодеянием - связан он в многовековом представлении. А то, что в принципе имело место нарушение какого-то основополагающего Закона развития Вселенной. Причем настолько серьезное, что произошел существенный сбой, затормозивший это развитие на сотни веков…

Наши библейские предки получили раньше времени информацию, к которой не были готовы, до которой им еще предстояло расти и расти. Как мы знаем, осуществилось это с подачи представителя Тьмы-Денницы (или Дьявола), зашифрованного в Библии в образе Змия. Но, как это ни удивительно, главным грехом было даже не получение информации, в котором «виновата» Ева. А реакция Адама, «пойманного» на месте преступления!

Вот фраза, сказанная Адамом, вкусившим «яблоко», и адресованная непосредственно Богу: «Этот плод дала мне Жена, которую Ты для меня сотворил…»

Общение со Змием не прошло для наших предков даром - Адам усвоил именно то качество, которое уже привело однажды к расколу Вселенной на Свет и Тьму: еще не бунт ума, но способность оправдываться, обвинять кого-то в своем собственном проступке… Бога, «давшего ему такую жену»! Не покаяние, а оправдание любыми способами и методами. Именно эта фраза и решила дальнейшую судьбу человечества. Творческий Разум Вселенной не мог допустить второго бунта, способного разрушить мир. Не мог он в силу своей природы, в основе которой лежит Любовь, и уничтожить свое младшее и любимое творение… И творению этому был дан шанс - в виде совсем иного, на другом уровне, пути развития, куда более длительного и тяжелого.

Понятие «Погружение Духа в материю» существует во всех основных религиях мира, начиная с античных верований. Что это такое? По сути - это и есть изгнание из рая. В Библии сказано: «И дал Бог кожу Адаму и жене его…» Говоря более конкретным языком, Адам энергетический был распылен на несколько частей, ставших духовной частью, душой первых физических человеческих тел планеты - в ее диком, первозданном мире. Их не могло быть слишком много, и вывод программы «Эдем» о том, что все современное человечество начиналось с шести пар, прекрасно совпадает с этой библейской версией.

Путь, избранный нашими предками, был чреват и трудностями, и страданиями - как физическими, так и моральными. Но в нем заключалось изначально несколько преимуществ. Во-первых, отняв у людей духовное зрение и слух (ясновидение и яснослышание), Вселенский Разум лишил силы Тьмы возможности воздействовать на людей непосредственно. Вместе с тем, унаследовав качества нарушивших Закон Адама и Евы, люди в силу оправдательного свойства своего ума, появившегося в момент изгнания, вынуждены постоянно подвергаться в своей жизни искушениям. Сочетание же этого качества с Божественным началом, присутствующим в человеке так же, как присутствовало оно в Адаме и Еве, и становится основой для свободы выбора каждого. Идти путем, ведущим обратно в Эдем, дабы продолжить там свое развитие по пути Света, или, прислушавшись к голосу Тьмы, звучащему в подсознании, жить лишь во имя сиюминутного, земного и, следовательно, краткого благополучия?.. Каждый решает это сам - в зависимости от того, какая «частичка Адама» наиболее проявлена в его Душе…

Наконец, что касается вопроса «За что?» С точки зрения гуманизма, в том понимании, в каком он существует на Земле, начисто отрицается ответственность сына за проступки отца. Но здесь речь идет об ином - о том, что буквально в каждом из нас есть энергетическая часть Адама и Евы. Следовательно, вовсе не предки, а мы сами когда-то, да еще, будучи в более «полном» и гармоничном энергетическом теле, нарушили Закон, восприняв зерно бунта от Денницы. Вот за это и платим - в том случае, если своими поступками и особенно мыслями (последнее намного важнее) развиваем и поддерживаем в себе худшую часть доставшейся нам адамовой Души!..

В Библии прямо сказано о том, что лишь треть населения Земли сумеет достойно пройти этот путь и в новом, очищенном виде обрести Эдем, вновь стать младшей ступенью Иерархии Света и продолжить свое развитие.

Возможен ли еще один сбой такого же рода, как на заре истории человечества, - после возвращения в рай Очищенного Адама? И если да, что произойдет после него?

Ответ на эти вопросы - один и тот же - получали самые разные контактеры, участвующие в исследованиях и проживающие в различных, удаленных одна от другой точках земного шара. Причем совершенно независимо друг от друга. (Напомню перед этим только одно: «возвращение в Эдем» для человечества означает не конец земной истории, а начало нового планетарного цикла на другом, более высоком уровне.) Теперь же процитирую текст, полученный контактерами от Иерархии Света.

«…Если в новом планетарном цикле не произойдет отступления от Творца и нарушения одного из универсальных Законов Космоса, сбоя в эволюции также не произойдет, и все качества, наработанные в вашем периоде, сохранятся в человеке нового вида… Если же случится новый сбой, человек, будучи низшей ступенью тонкого мира, вновь притянется в грубые слои материи. То есть произойдет очередное «распыление Адама» на одной из планет системы. И вновь придется веками проходить сквозь катаклизмы, войны, смерть, водное и огненное крещение - через все то, что испытали в процессе истории дети Земли.

Нужно всегда помнить, что выбор, сделанный вами, мгновенно приводит в действие целую группу законов, управляющих вашей же судьбой.

Сам факт искушения, которому подверглись обитатели Эдема, растянут в замедленном физическом времени Земли и происходит каждый миг человеческой жизни. Отвергающий соблазн настраивает себя на высокочастотную энергию, принимающий - закрепляется в низкочастотной зоне. Вот почему нельзя сразу «служить двум господам». От правильного выбора каждого зависит путь всей земной цивилизации». Осталось добавить, что итоги исследований последних лет свидетельствуют и о том, что мы с вами действительно живем в период, завершающий земной этап развития человечества. В наше время практически каждый человек получил доступ к информации, дающей возможность вполне осознанно, на основе не просто веры, но Знания, сделать собственный выбор между Добром и Злом, Светом и Тьмой. Об этом свидетельствует и то, что самая тайная книга мира - Библия - начинает приоткрывать завесу над подлинным смыслом своих бессмертных текстов.

Изгнание Адама из рая - самое страшное событие, которое произошло от сотворения мира и многое определило в жизни всего человечества и каждого из нас. В результате этого люди утратили единство с Богом, друг с другом и с остальным миром.

Адам и Ева - первые, сотворенные Богом, люди на земле, являются прародителями всего человеческого рода. Бог создал Адама и Еву для того, чтобы они, и весь их род, т.е. мы с вами жили в раю, познали Господа и могли с Ним общаться. Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии - Бытие - в главах 2 - 4.

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой и поселил в Эдемском саду (Рае). Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама. Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены — это один из главных замыслов Бога — обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Бог наделил Адама свободной волей выбора . Это величайший, но и очень ответственный дар. Как испытание свободного выбора, как утверждение верности Отцу, в Рае росло Древо Познания Добра и Зла. Бог разрешил Адаму есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Конечно же и оно тоже было предназначено для человека, но Господь предрек и указал, что о добре и зле еще не пришло время знать юному Адаму. Он еще не окреп, не усовершенствовался, и поэтому, если вкусит от этого древа, то умрет.


Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Искушение

Сатана хотел погубить Адама и Еву. В облике змея, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», дьявол уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло: «если вкусите от этого древа, то будете как боги. Сразу!». А у Адама, действительно, была эта цель — быть как Бог. Он и создан был по образу и подобию Божию и, совершенствуясь, шел именно в этом направлении.

Известно, что Адам и Ева поддались дьявольскому искушению и совершили первый грех - они ослушались Бога , даже не догадываясь о том, к каким последствиям это приведет.

История грехопадения

Сначала Ева, а потом Адам, увлеченный своей женой, нарушили Заповедь Божию и вкусили от плода Дерева Познания Добра и Зла . Следует отметить, что нарушение Заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. Причиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Они участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли — нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

Отведав запретное лакомство, Адам и Ева проявили непослушание, то есть противопоставили данную им свободную волю воле Божией.

Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно. Вместо того чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот: разум их помрачился, совесть стала мучить, и они лишились душевного спокойствия. Грех настолько изменил людей, что когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога .

Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию, то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения. Однако Адам и Ева не раскаялись, а начали перелагать вину друг на друга: Адам — на жену, а жена — на змея.


Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни, люди пожелали стать Богами, минуя Бога .

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу — на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

Чему учит рассказ о запретном плоде?

  • Послушанию. Нужно стараться строить жизнь по законам Божьим, ибо даны они неспроста. Когда порой мы думаем, что нарушение того или иного запрета ничего страшного не несёт, мы сами препятствуем своему возвращению в райский сад.
  • Доверию к Богу и его руководству нашей судьбой. Даже изгнание из Эдема может обернуться на пользу. Возможно, тёмная полоса, через которую вы проходите, послана, чтобы помочь вам скорее увидеть свет?
  • Противостоянию искушениям. Очень актуальная тема в пост! Причём понимать её можно и в узком смысле, проведя аналогию между запретным плодом и скоромной едой, так и в широком, видя в этом образе грех в целом. Чтобы не повторить ошибку прародителей и дотянуться-таки до рая, придётся научиться противостоять соблазну. И пост - лучшее время для тренировки.

Изгнание из рая

За грехопадением Адама и Евы последовало наказание: женщина была обречена рожать в муках и подчиняться мужчине, а мужчина — трудиться в поте лица. Кроме того, Бог дает обетование о пришествии Спасителя, Который родится от Девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту».

Т.к. как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал Адама и Еву из Эдемского сада . Чтобы человек не смог вернуться и вкусить снова плодов с Дерева жизни, у входа в Рай был поставлен херувим с пылающим мечом.


Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию — на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

***

Библейское предание об изгнании Адама и Евы означает, что человек по своей воле отдалился от Бога, и человечество утратило рай — единство с Богом. Люди неминуемо должны были погибнуть. Но Бог не захотел допустить, чтобы созданный им человек действительно был создан напрасно и избрал другой путь для людей.

Как любящий родитель не отвернётся от нарушившего его запрет ребенка, так и Бог не оставил своё творение. Да, Бог изгоняет людей из рая . Но на самом деле, этим изгнанием Господь дает шанс, Он хочет спасти человека от вечной смерти: «Я не хочу, чтобы погибло Мое создание, но Я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню.»

Изгнание Адама и Евы было вынужденной мерой, необходимой для их спасения. Следуя по сложному пути самосовершенствования, набивая на нём себе синяки и шишки, человечество учится противостоять злу и тем спасается от смерти, вновь обретая жизнь вечную.

А через много лет Сам Бог сошёл на землю в облике своего Сына, чтобы облегчить нам этот путь!

Снова, как и много веков назад, Господь Бог Христос, отворяет двери Своего Царства всем, кто идет с Ним, и кто хочет потрудиться, чтобы его жизнь не была существованием, а превратилась в паломничество к небесному раю.

Перед началом Великого поста Церковь вспоминает плач Адамов, который понял, что он лишился своей самой великой мечты - быть похожим на Бога.

Этот плач относится к каждому из нас - а не изгонят ли меня, за то, что я сделал в жизни, из Рая?

Для этого мы и вступаем в пост, чтобы приложить максимум сил для спасения души, чтобы вырваться из греха и научиться жить просто - жить любя, а не ненавидя.

Возможно, в этот пост мы изменимся и станем наконец-то настоящими христианами по смыслу, а не по названию, и поймем жизнь, увидев ее другими глазами.

Изгнание Адама и Евы из Рая — ключевой сюжет человеческого грехопадения в Библии. Историю, картины и иконы с этим сюжетом Вы сможете найти в данной статье.

Когда первые люди согрешили, им стало стыдно и страшно, как это и бывает со всеми, кто дурно поступает. Они тотчас же заметили, что они наги. Чтобы прикрыть свою наготу, они сшили себе из листьев смоковницы одежду, в виде широких поясов. Вместо того, чтобы получить совершенство, равное Божиему, как они того хотели, получилось наоборот, разум их помрачился, совесть их стала мучить, и они лишились душевного спокойствия.

Все это произошло потому, что они познали добро и зло против воли Божией, то есть через грех .

Грех настолько изменил людей, что, когда они услышали голос Бога в раю, то в страхе и стыде спрятались между деревьями, уже сразу забыв, что от вездесущего и всеведущего Бога нигде и ничего скрыть нельзя. Так всякий грех удаляет людей от Бога.
Но Бог, по милосердию Своему, стал призывать их к покаянию , то есть чтобы люди поняли свой грех, признались в нем перед Господом и попросили прощения.

Господь спросил: «Адам, где ты?»

Бог снова спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плодов с дерева, от которого я запретил тебе есть?»

Но Адам сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел». Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену.

И сказал Господь Еве: «Что это ты сделала?»

Но и Ева вместо раскаяния ответила: «змий соблазнил меня, и я ела».

Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха.

Еве Бог сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу» .

Адаму сказал: «За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб» , то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, «пока не возвратишься в землю, из которой ты взят» , то есть пока не умрешь. «Ибо прах ты и в прах возвратишься» .

А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: «проклят ты за то, что ты сделал это» … И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: «Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту» , то есть от жены произойдет Потомок — Спаситель мира , Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать.

Это обетование или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы . Для этого Он повелел закалывать тельца, ягненка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Такая жертва была предизображением или прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи, т. е. Своею пречистою кровью омыть души наши от греха и сделать их чистыми, святыми, снова достойными рая.

Тут же, в раю и была принесена первая жертва за грех людей. И сделал Бог Адаму и Еве одежды из кожи животных и одел их.
Но так как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал их из рая. И поставил Господь при входе в рай ангела-херувима с огненным мечем, чтобы охранять путь к древу жизни. Первородный грех Адама и Евы со всеми его последствиями, путем естественного рождения, перешел на все их потомство, то есть на все человечество, — на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

Гюстав Доре — Изгнание Адама и Евы из рая.

Итак, последствия грехопадения оказались громадными и тяжкими. Люди лишились райской блаженной жизни. Мир, помраченный грехом, изменился: земля с тех пор стала с трудом давать урожай, на полях, вместе с добрыми плодами, стали расти сорные травы; животные стали бояться человека, стали дикими и хищными. Появились болезни, страдания и смерть. Но, самое главное, люди, через свою греховность утеряли ближайшее и непосредственное общение с Богом, Он уже не являлся им видимым образом, как в раю, то есть молитва людей стала несовершенной.

Мазаччо. Изгнание из рая.1427

Фра Анжелико. Изгнание из рая

Мариотто Альбертинелли «Изгнание из Рая»

Адам перед судом бога Уильям Блейк. (1795)

Господь предложил Адаму и Еве остаться с Ним в раю, то есть месте, где первые люди могли общаться со своим Творцом непосредственно. Буквально, помните, как у Галича: Доброе утро, Бах – говорит Бог – Доброе утро, Бог! – говорит Бах. И вдруг такое странное предупреждение: ото всех деревьев значит можно вкушать, а от дерева познания добра и зла – ни в коем случае. Это то, что мы называем тут, на нашей земле – свобода выбора. Но зачем вообще это дерево там взялось, если вкушать от него так душевредно? Зачем Господь, который так любит людей, уж тем более – самых первых, чистых и прекрасных, посадил такое искушение в своем эдемском саду? Чтобы подразнить? Дескать, ну посмотрим, посмотрим, как вы Меня слушаться будете… Но разве мы можем себе представить, что любящий Отец на пути своего младенца положит какой-нибудь яд и будет с интересом наблюдать: ты еще ничего не понимаешь в жизни, малыш, и вот мне очень любопытно: скушаешь ли ты этот яд и «смертию ли умрешь»? Нет, это мягко говоря, непедагогично. Все эти вопросы, конечно, поддаются очень разному толкованию. Но вот такое мне лично очень близко – и оно имеет право на жизнь.

Свобода выбора человека была, есть и будет – в способе общения с Богом. У Адама и жены его был выбор – остаться с Богом рядышком, в одном саду, внимать все непосредственно от Бога. Или – вкусить от древа познания и найти альтернативный, как говорят, путь. Идти к Богу долгим, трудным путем. Наполненным трудом, потом, страданиями, земными, не небесными радостями и горестями. Вкусив, они выбрали этот путь. Они ушли из Божественного сада – но лишь для того, чтобы путем праведной и наполненной трудами и подвигами жизни – снова туда вернуться! Оба этих пути ведут к Богу – и это, мои дорогие, лично для меня было очень хорошей информацией! Митрополит Антоний назвал эти пути – тварным и нетварным. Нетварный путь – прямой, совсем прямой – к Богу. Тварный – через постижение созданного Им мира, его красоты, его трудностей, его искушений, побед и поражений.

Что касается нас – наших дорожек к Богу тоже всего две. Одна – прямая. Это молитвенная, целомудренная дорога, наверное, можно сказать, это дорога праведников. И вторая – очень в обход. С падениями и взлетами, с ошибками и покаянием, с творчеством и трудами – она на самом деле гораздо труднее и дольше – но главное, что она тоже приводит нас обратно к Творцу. Ну, так мне подсказал добрый пастырь митрополит Антоний. И я воспряла духом. Ведь я не праведник, я обычный челочек. А мне тоже ох как хочется – обратно к Богу. Как написал мой друг поэт Михаил Кукин: «Весь мир человеку дан, чтобы его пройти – и войти в сады.» И это тоже мне кажется – очень хорошая информация!

Заканчивая серию постов об Адаме и Еве хочется привести небольшой отрывок из одной проповеди. Он не только для верующих людей, мне кажется и атеисты могут кое что почерпнуть для себя (да и не только о боге тут речь):
"Когда я был еще студентом духовной семинарии, один преподаватель в священном сане рассказал нам такую историю. Как-то прихожанин пригласил его к себе домой на чай. Усадив его за стол, а дело было Великим постом, он вытащил из холодильника бутерброды с колбасой и сыром и подал их к чаю. Заметив смущение на лице еще неискушенного диакона, хозяин быстро смекнул, в чем дело, подошел к «красному» углу с иконами, расположенному над столом, и плотно закрыл иконы шторкой. Диакон, еще более изумленный увиденным, спросил его: «Ты полагаешь, Ему оттуда не видно?». «Нет, не видно, - ответил простодушный хозяин, - я проверял».
Это замечательная, почти по юродивому пророческая иллюстрация нашего образа действий в различных ситуациях. Да и за «прообразом» далеко ходить не надо…

В общем-то, со времен Адама и Евы ничего не изменилось. Эпизод грехопадения наших праотцев, описанный в третьей главе книги Бытия, - своего рода архетип поведения всякого человека на пути от греха к Богу и (возможному) покаянию. По выражению одного современного богослова, «в каждом греховном поступке людей действует духовный механизм, однажды пущенный прародителями в раю».


Буонарроти Микеланджело: Грех...Грехопадение и изгнание из рая (ок.1509)

«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3: 8-13). Пересказ этой ситуации на современный лад не составит никакого труда.

«Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» - «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел», - это Адам.


Лоджии Рафаэля. Изгнание из рая

Не грабил ли, не прелюбодействовал? - спрашивает батюшка на исповеди.
- Да, всё было, батюшка. Но в таком мире живем: «с волками жить - по-волчьи выть», - это уже наш современник, например Вася.- «Живу, как все; никого не убивал, не воровал. А что касается мелких грехов, то у кого их нет»

Если всё же вновь вернуться к Адаму и Еве, то причиной их изгнания из рая было вовсе не их прегрешение, а нежелание обратиться к Богу с покаянием. По толкованию этого места Писания святыми отцами, неоднократные вопросы Бога к Адаму и Еве имели целью обратить их к осознанию своего греха и искреннему раскаянию, что избавило бы их от дальнейших бедствий. «Если бы он (Адам) сказал: “Помилуй мя, Боже, и прости”, - то опять остался бы в раю и не подвергся бы тем лишениям, какие испытал потом. Одним словом, он искупил бы все множество лет, какие пробыл в аде» , - утверждает преподобный Симеон Новый Богослов. Но это, к сожалению, на тот момент оказалось для Адама и Евы неподъемным грузом. И причина тому - гордость и рожденное ею нежелание признавать за собой всю меру ответственности за содеянный грех.

Таким же неподъемным грузом искреннее «прости» становится, увы, и для современного человека. Нет, мы, конечно, готовы сказать: «Прости, Господи», особенно если речь идет об исповеди, на которой священник выпытывает у нас «ответа на многое». Но мы зачастую не готовы брать на себя ответственность за всё происходящее с нами и «прячемся» от Бога, подобно Адаму, в хрупкой «скорлупе» самооправдания." (Священник Димитрий Выдумкин)



Адам и Ева прячутся от Бога (Быт. 3, 8-9). Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в


Коул, Томас Изгнание из Рая


Джузеппе Цезари Изгнание "Адама и Евы из рая"


Masaccio: Expulsion by Granger


Dieric the Elder Bouts


Бенвенуто ди Джованни. "Изгнание из рая" 1470г.

За год до своей смерти (в 1519 г.) Рафаэль закончил роспись длинной и узкой галереи в Ватиканском дворце. В этой галерее с большой открытой аркадой художник создал вместе со своими учениками то, что вошло в века как "Библия Рафаэля". Пятьдесят две фрески на библейские и мифологические сюжеты украсили тринадцать куполов лоджий Ватикана, свидетельствуя о неисчерпаемом творческом воображении их создателя.
Императрица Екатерина II, рассматривая гравюры Вольпато с изображением фресок лоджий Ватиканского дворца, была настолько очарована ими, что решила во что бы то ни стало выстроить эти лоджии и поместить в них копии. Работа была закончена в 1782 г., и в следующем году архитектор Джакомо Кваренги начал в Петербурге постройку отдельного здания, завершенного в 1785 г. Лоджии Эрмитажа с незначительными отклонениями воспроизводят ватиканскую галерею.


Изгнание из рая Адама и Евы; Балканы.


Илья Глазунов Изгнание из рая

И сказал Бог Еве: "умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Бытие, 3: 16). Адаму же сказал: "за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Бытие, 3: 17-19). После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая.


Бог изгоняет Адама из рая возделывать землю Адам и Ева прячутся от Бога Италия. Венеция. Собор Святого Марка; XIII в

"Грабовский алтарь" (фрагмент): Грехопадение, Изгнание из рая, Адам и Ева за работой.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook