Когда именины у воды земли и леса. Духов день: дата, история установления и традиции. День Матери Сырой Земли

В нашей культуре до сих пор осталось множество праздников, пришедших к нам из глубокой древности. В народном славянском календаре есть один важный день, именуемый Симоновым днем.

Многие славянские праздники связаны с христианством, ведь наша страна приняла христианство довольно рано, смешав народные поверья с божьими заповедями и правилами. Ярким тому примером является русская Масленица с ее древними традициями и обрядами . Узнать историю этого праздника может быть полезным, ведь он объединяет языческие истоки и христианскую веру в единое целое.

Симонов день — «Именины Земли»

В христианстве этот день посвящен памяти Симона Кананита. Отмечается этот день каждый год в одно и тоже число — 23 мая . Апостол Симон — это один из 12 учеников Иисуса Христа, который почти никогда не упоминается. О нем говорится лишь несколько раз, причем о жизни и деяниях ничего не рассказывается. Второе имя Кананита — Зилот. Часто его путают с Симоном Петром.

Симон проповедовал учение в нескольких странах, с ним связано множество легенд и неподтвержденных сведений. Никто не знает даже, где этот великий апостол похоронен. Споры об этом продолжаются всю историю. Сейчас в Новом Афоне в Абхазии стоит монастырь имени Симона Кананита — считается, что именно там умер святой.

Этого апостола считают покровителем земли и плодородия. Поэтому в его день отмечают так называемые Именины Земли, или День Земли.

Традиции и приметы на День Земли

С этим днем связано множество важных традиций, которые соблюдаются из года в год с самой древности, когда еще не было христианства на нашей земле.

  • Существует поверье, что в Симонов День всходят целебные травы, которые принято по традиции собирать, начиная именно с этого дня. О том, какие травы обычно собирают в мае , читайте в наших травниках.
  • По традиции, люди дают земле отдыхать в этот день. Не копают, не тревожат ее, чтобы она могла отдохнуть.
  • В некоторых частях Руси в этот праздник люди сеяли пшеницу, поскольку верили, что она уродится сильной и стойкой.
  • В этот день принято искать клады.
  • Считается, что в Именины Земли проходит плохое зрение и даже слепота.
  • От проблем с сердцем тоже можно было избавиться, но для этого необходимо приложить землю к груди.
  • Существует примета о том, что любая лживая клятва или обман всплывают в знак наказания.

В огороде в этот день лучше ничего не делать. Сажают обычно те растения, которые не требуют работы с почвой. Если земля уже готова, то можете без зазрения совести приступать к делу. Многие пчеловоды по традиции в этот день сажают Фацелию - цветы, которые любят пчелы, или же подсолнухи и кукурузу. День Земли — светлый праздник, который требует совсем немного: просто отдохнуть, не тревожить матушку-Землю и жить честно.

До сих пор многие из этих традиций и примет имеют свою силу. Многие люди доверяют опыту предков, который насчитывает больше тысячи лет. В этот день рекомендовано производить посадку многих растений, поэтому ознакомьтесь с заговорами и молитвами во время посева . Пусть Бог помогает вам не только в этот день, но все время в любых ваших начинаниях. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

23.05.2016 04:12

Татьянин день - это довольно известный праздник, не только народный, но и христианский, церковный. Он...

Религиозный праздник Святого Духа, или Духов день, в христианстве отмечается на следующий день после Троицы. Как правило, он выпадает на первый понедельник после нее. Изменяется только календарная дата.

Это особенное время для верующих, сопровождающееся праздничным богослужением - с песнопениями и чтениями специальных стихов и молитв.

Описание

Святой Дух является действующей энергией Всевышнего, посредством которой Он проявляется такую способность, как вездесущность.

Также, согласно библейским книгам, благодаря этой Священной Силе творились многие чудеса, в том числе и исцеления людей, и воскресение к жизни.

Символ Святого Духа есть птица голубь. Наглядно это отражено в момент крещения Иисуса Христа в Иордане - над ним тогда пролетела эта птица как знак действующей силы Всевышнего и свидетельство, что Он - Бог, который послал Сына Своего Единородного на Землю.

Из чего следует, что этот символ является частью Священного Триединства: Бог-Отец, Сын и Святой Дух. Именно эта и олицетворяет христианский праздник с одноименным названием, который отмечается через пятьдесят дней после Пасхи. И всегда в воскресенье. Потому дата Духова дня - первый понедельник, который следует сразу после Троицы. Рекомендуется и накануне - в утреннее и вечернее время, и ранним утром этого дня людям посетить храм, чтобы поучаствовать в богослужениях.

Ведь в этот праздник читается особенная молитва - «Царю Небесный», которая наполнена благословенной чистотой, смирением, благодарностью, просьбой о помощи и благоговением. А также исполняется канон и акафист.

Святой Дух одаривает каждого человека на планете, особенно искреннего, светлого и доброго, необычными качествами, которые в Библии называются «плодами Духа». А именно: долготерпением, милосердием, любовью, радостью, добротой, чистотой. Все это как благодать от Бога, посылаемая людям. И очень важно сохранять и приумножать эти дары, быть благодарными.

История

Для того чтобы глубже понять суть праздника Духова дня, необходимо обратиться к библейским событиям, которые произошли в I столетии нашей эры.

Когда Иисус Христос воскрес и спустя сорок дней вознесся на небо, то пообещал своим ученикам и последователям, что будет послан им особый знак. И произойдет это в Иерусалиме.

Через десять дней явилось подтверждение слов Сына Божьего: на апостолов и других верующих опустились огненные языки, символизирующие дар небесный - проповедовать о вере христианской по всей Земле; и заговорили они на разных языках. Сопровождалось все это грозой, предвещающей бурю.

Именно этот памятный момент назван днем Святой Троицы. И такова история установления Духова дня, когда сошел Святой Дух на избранных людей, учеников Христа.

Общие традиции

В этот праздник в храмах христианской религии повсеместно совершаются божественные литургии, во время которых исполняются священные песнопения, чтение молитв. Кроме «Царю Небесный», также произносятся молитвенные тексты за людей, которые почили.

Верующие освящают березовые ветви - символ Троицына дня. Эта традиция имеет глубокие христианские корни. В ранние века каждый священнослужитель ходил с местными жителями селения в праздничный день в березовую рощу или лес, где торжественно освящал березу. А затем люди несли в свои дома ветви с этого дерева. И таким образом ставили непроходимый щит для темных сил.

По традиции в Духов день освящали воду в колодцах, чтобы она была животворящей, а источник никогда не пересыхал.

Особое значение в этот праздник имеют взаимоотношения с землей. Все верующие христиане старались быть особенно внимательными к этой стихии. Прислушивались к ней и узнавали важную информацию таким образом. Или устраивали в полях так называемые пикники, что благоприятно сказывалось на урожайности и достатке.

Сбор целебных трав также с давних времен осуществлялся в Духов день. Поскольку они наполнены особенными исцеляющими и защитными свойствами, которые дает, согласно поверью, праздник.

Таинства богослужений

В православных храмах все начинается еще со дня Троицы. В вечернее время праздника совершается традиционная вечерня.

Именно в этот час читаются молитвы, поются торжественные гимны. Священник совершает проход по храму с кадилом.

Одним из важных молитвенных текстов-гимнов является акафист, который также произносится во время богослужения, посвященного празднику - Духову дню. Это великое таинство, сопровождающиеся хоровым песнопением, совместным произнесением некоторых частей текстов.

А еще во время великой вечерни исполняется канон Святому Духу, что является важной составляющей богослужения и священной традицией такого необыкновенного дня.

Все эти стихи, песни и молитвы читаются по нескольку раз. И каждое слово наполнено великим смыслом, трогающим души и сердца верующих людей, которые присутствуют в это время в храмах.

А утром проводится литургия - такая же грандиозная и священная, как накануне.

Молитвы

В праздничный день Святого Духа читается ряд молитв. Первая из них - "Царю Небесный", которая приводит в благоговейный трепет многих людей. Ибо сила текста и мощь Господа, Его действующей энергии велики и не имеют временных границ.

Эта молитва может также проговариваться самостоятельно человеком дома каждый день (утром или вечером).

Обращена она к Святому Духу - одному из Ликов Святой Троицы. Кто создатель этого священного текста, неизвестно. Но появилась молитва в I тысячелетии после рождения Иисуса на Земле.

Вторая также обращена к Духу с просьбой наполнить собой всю Вселенную, каждого живущего человека, не гнушаться нечистоты душевной и очистить от греховных мыслей и желаний. Утверждается, что с помощью Святого Духа живет человек, который покаялся и творит дела благие. И прославляет Троицу: Отца, Сына и Духа Святого.

Несколько слов о славянских обычаях этого дня

Духа является общим христианским. А потому обычаи, связанные с ним, имеют место и в православии, и в католической вере. Они могут в чем-то быть схожими, а в чем-то отличаться.

Например, среди верующих православных славян в Духов день считается, что:

  • Погода должна сопровождаться грозой с дождем. Ведь это питает Матерь-землю, потому что она празднует сегодня свое "сотворение".
  • Накануне Дух спускается на землю и распространяется по полям и жилищам людей.
  • Необходимо совершать крестные ходы вокруг земельных угодий.
  • Все русалки из водоемов выходят на землю и бегают по ней, тем самым наполняя ее влагой - для лучшего урожая.
  • Незамужние девицы должны сплести венок и отправить его плыть по воде - это на счастье.
  • Необходимо провести весну (традиции на сибирской земле), что способствовало молодежным массовым гуляниям, которые устраивал народ.
  • Души усопших прилетали в праздничный день и садились на ветки березы. А потому в небольших местностях центром было это дерево, которое потом уносили к реке или в поле.
  • Вода в водоемах священная, и женщины на территории Российской Федерации рано утром умывались ею, очищаясь таким образом от душевной нечистоты и дурных помыслов, исцелялись от недугов.

А среди католиков - на западе - в этот день устраиваются традиционные пастушеские массовые гуляния.

Приметы праздничного дня

А еще с давних времен верующие знают, что в христианский праздник в честь Святого Духа нельзя тревожить землю. А именно: трудиться на приусадебном участке (разрыхлять грядки, пропалывать огород, садить растения в саду и так далее).

Необходимо аккуратно и бережно относиться к стихиям в этот день, не нарушать спокойствия и целостности. Иначе может случиться неурожайный год.

С этого дня уже начинается настоящее лето. Поскольку тепло идет и от земли, и от неба. А до праздника еще могут быть похолодания.

Мудрые люди говорили, что погода в Духов день характеризует все лето - какая в праздник, такая будет и в другие дни этого сезона.

Резюме

Традиции, история, приметы и так далее в этот праздничный день настолько глубоки и широки, что все охватить просто невозможно. Тем не менее это часть религиозной христианской культуры, а значит, и жизни современного верующего человека, живущего на территории России.

И чем глубже происходит соприкосновение с духовным, сокровенным, тем счастливее люди, народ.

Ритуалы восточных славян прочно связаны с культом растений. Жители одного из сел Нижегородской области до сих пор раз в году поклоняются березе.

Полупустое, ничем не примечательное село Борки Нижегородской области оживает только раз в году, когда здесь собирается видимо-невидимо народу.

Случается это в мае или июне, сразу после Праздника Троицы, в понедельник, на Духов день. Праздник этот одновременно и народный с языческими корнями, и христианский. Другое его название Земля-именинница. По народному поверью, накануне, на Троицу, Святой Дух спускается на землю, разливается по полям, заходит в дома. Считается, что в Духов день земля беременна урожаем, поэтому ее нельзя трогать: пахать, сеять, вбивать палки. Деревенские жители наряжают молодую березку, чествуют ее песнями и хороводами, затем топят в реке: это проводы весны и встреча лета.

Давно и прочно праздничные ритуалы восточных славян в Духов день связаны с культом растительности. И основной объект поклонения в них – береза. Она и символ женского начала, и с душами умерших связана, но главное – это счастливое дерево, которое приносит добро, оберегает от нечистой силы, изгоняет болезни. Поэтому на праздники березку и сегодня кое-где «завивают»: наряжают лентами, тряпочками или лоскутками. Но только в Борках ритуальное деревце может похвастаться настоящей одеждой и даже именем. Березку величают Дуняшей, а главный праздничный обряд получил название «топить Дуняшу». Существует и легенда о девушке Дуняше, жившей когда-то в Борках. По одной версии, Дуняшу, дочь местного барина, утопили за то, что согрешила с крепостным. По другой – барин сам влюбился в крепостную красавицу Дуняшу, чье сердце уже было занято. Тогда, чтобы избавиться от соперника, барин отправил парня в солдаты. С горя девушка утопилась на Духов день в местной речке – Варнаве. В честь той любви сложили песню. Праздник в Борках ею начинается, ею же и заканчивается.

Праздничное пиршество продолжает обычай «кормить» землю. Самая уважаемая женщина, как правило, закапывала в землю понемногу разных вкусностей, приговаривая: «Земля-земелька, дай нам урожай!».

Фото: Несколько жителей из соседнего села Марьино со своей собственной Дуняшей спешат на праздник в Борки. Это уже традиция: ежегодно друзья берут отгул на работе, чтобы присоединиться к гулянью. ">

Несколько жителей из соседнего села Марьино со своей собственной Дуняшей спешат на праздник в Борки. Это уже традиция: ежегодно друзья берут отгул на работе, чтобы присоединиться к гулянью.

Фото: В Духов день слушают землю. По преданию, встав до восхода солнца и приложив ухо к земле, можно узнать ответы на свои вопросы и даже найти клад. ">

В Духов день слушают землю. По преданию, встав до восхода солнца и приложив ухо к земле, можно узнать ответы на свои вопросы и даже найти клад.

Легкое движение в Борках начинается накануне Духова дня у голубого, почти кукольного, домика с белыми резными наличниками на окнах и искусственной пальмой во дворе. Именно здесь из года в год мастерят Дуняшу, берегут и реставрируют ее наряд.

– «Эстафету» нам передал сосед, – говорит Татьяна Яковлевна Сорокина. – Раньше березку наряжали в его доме, а как вся семья умерла, так теперь мы главные по празднику. Сначала свекровь моя, потом я, а теперь дочь Наталья. Сколько себя помню, а мне 93 года, всегда в нашем селе топили Дуняшу. Только в войну праздник не отмечали – не до него было. А после войны опять вспомнили про Дуняшу.

– Надевали на березку то, что сами носили, – вступает в разговор Наталья. – Это сейчас у женщин халаты да платья, а бабушка моя до последних дней ходила в красной блузе, «поньке» (красной клетчатой юбке из шерстяной ткани), под понькой – белая «подставка» (нижняя юбка), а поверх всего – «запан» (фартук без нагрудника; так все замужние женщины одевались – девушки наряжались в сарафаны и «рукава» (блузу). На голове впереди «сорока» приподнята, сзади над косой – украшение из бисера. Ну и наушное украшение из гусиного пуха – «пушки». У нашей Дуняши только бисера не будет, а все остальное – честь по чести.


Марина Маковецкая Благодаря празднованию Духова дня, старинные наряды бабушек и прабабушек раз в год обретают новую жизнь.

Первым делом надо определиться с березкой. Накануне утром муж Натальи привез из лесу сразу три деревца: на семейном совете выбрали самое «фигуристое». В обед Иришка, дочка местного культработника, разложив бумагу, карандаши и краски на капоте «Жигулей», нарисовала лицо Дуняши. Как только на улицу вынесли наряд, сразу стали подтягиваться соседи.

– Ой, нет, Наташа, такие плечи не годятся! – из дома напротив кричит Зинаида Михайловна. – Меня подождите!

Через минуту женщина уже включилась в процесс: «Плечи нужно сделать поуже, грудь приподнять, а бедра округлить».

Каждый хочет быть причастным к завтрашнему празднику. Через час у Сорокиных во дворе насчитывалось уже с десяток людей и пара собак.

Днем позже, не успело солнце подняться над Борками, сюда потянулись гости, многие в народных костюмах, из соседних деревень, из районного центра, из области и даже из самой столицы.

Перед тем как деревце бросят в реку, его торжественным шествием пронесут по селу, затем через ржаное поле, а потом «разовьют». В этом обряде нет ничего случайного. Почему, например, именно ржаное поле? Рожь здесь выращивают озимую, и есть примета: если на Духов день не пройти с Дуняшей через озимые, то урожая не будет. Береза передает силу созревающим злакам. А в реке ее топят, чтобы наполнить зерна влагой.

– Садил монах ой да мать-черемушку… – затянул зычный женский голос. Песню тут же подхватили остальные гости, и колонна неспешно двинулась по центральной улице Ленина, обрастая все новыми участниками. По традиции, впереди колонны идет мужчина с наряженной березкой в руках. Следом – гармонист и главные певуньи, обычно пожилые женщины.

Однажды мне попался на глаза черно-белый снимок – кто-то из борковцев нашел его в своем сундуке. На обратной стороне дата – 1957 год. На снимке на фоне покосившихся домов с крышами из дранки видна улица, заполненная гуляющими людьми, взрослыми и детьми, нарядными и веселыми. В центре – по виду слегка нетрезвый мужчина с березкой. Фотография окончательно убедила меня в том, что праздник этот – не «реконструкция», не дань моде на неоязычество, а живая традиция, которая не прерывалась никогда!

В советские времена колхоз по случаю Духова дня сокращал рабочий день: доярки доили коров не вечером, а в обед и потом с чистой совестью отправлялись топить Дуняшу. Все колхозники получали по бутылке горячительного. Отдельной премией в виде дополнительной бутылки награждался «знаменосец». Работала полевая кухня. Люди собирались на праздник маленькими компаниями, в которых главным действующим лицом был гармонист. До позднего вечера с лугов доносились песни.

– Трава высокая всегда была, – вспоминает Татьяна Ивановна Абрамова, гармонистка, постоянная участница праздника. – Пока сидишь, вроде бы и нет больше никого вокруг. Поднимешься – все гуляющие видны. Расходились долго: ребята и девчата друг друга по очереди туда-сюда домой провожали.

Но у нас еще не вечер. Под гармонь и частушки шествие к обеду достигает берегов Варнавы. Здесь кульминация праздника. Вот с Дуняши скинули сарафан, следом пошли рубаха и головной убор, вот березка коснулась воды – и тут же вслед за ней с шумом и визгом, поодиночке и группами стали бросаться в реку отважные весельчаки, окатывая фонтаном брызг тех, кто остался на берегу. Мокрые и счастливые, они выбираются наверх – и снова плюхаются в воду, но уже прихватив с собой кого-то из сухой публики. Если погода теп-лая, мало кому удается избежать праздничного купания. И вряд ли кто-нибудь в этот момент помнит, что мокрое веселье – тоже часть старинного ритуала, один из способов призывать дождь. Дождик на Духов день обязателен. «Пусть не гром с молнией и не ливень, но хоть две-три капли да должны упасть на землю», – говорят местные жители. Я трижды была в Борках и всякий раз убеждалась в их правоте.

Праздник в таком, почти не испорченном, виде явление для Центральной России уникальное. Жители очень любят его и целый год ждут с нетерпением. Хочу надеяться, что так и дальше будет.

Судя по названию, можно сделать вывод, что это День Святого Духа для православных христиан. Во всех храмах проводят службу с освящением березовых веток, которые потом несут домой, чтобы украсить дом. В древности же для этого специально отправлялись вместе с священником, чтобы тот окропил святой водой одно дерево, с которого впоследствии все женщины срывали по веточке и несли в дом. Считалось, что именно таким образом можно отогнать от своей семьи злых духов.

Однако не все так просто, ведь у большинства православных праздников присутствуют языческие корни, что доказывают обряды, которые мы проводим в этот день. Еще до крещения Руси этот день также был посвящен духам, но уже духам земли. Наши предки верили, что и Земля обладает неким духом, который оказывает на судьбу каждого человека и человечества в целом огромное влияние. Поэтому это был день именин Земли-матушки. Этот день также был пропитан огромным количеством суеверий, например, раньше верили, что на Духов день просыпаются разная нечисть - русалки, водяные и так далее. Возможно, именно поэтому грядущая неделя была названа Русальей.

Традиции и обычаи в Духов день

Кажется, что такой день должен начинаться со служения в храме или молитвы. Однако, согласно древнему поверью, на Духов день многие старались слушать землю. Для этого еще до восхода Солнца выходили на улицу, прикладывали ухо к земле и прислушивались. Такой обряд проводили в надежде, что таким образом им откроются великие тайны. Но в то же самое время каждый тогда искренне верил, что такое может случиться только с избранными.

Как мы уже упоминали, в этот день отправлялись в лес вместе со священником, чтобы окропить святой водой березу. Однако этот обряд проводили и над колодцем. Наши предки искренне верили, что таким образом они спасают его от пересыхания, а также этот окропление колодца помогает сохранить воду чистой и свежей.

Когда в России отмечается Духов день в 2018 году (другое название – Земля-именинница). Как и большое количество других православных праздников, данный праздник привязан к дате Пасхи. Когда земля-именинница в 2018 году: история, традиции и обычаи праздника.

Когда Духов день в 2018 году

Духов День празднуют на 51 день после Пасхи, при этом отсчет ведется от самого Светлого Воскресенья. Данный праздник всегда отмечается в понедельник, на следующий день после Троицы-Пятидесятницы, не зря еще одно его название – Духов понедельник.

В 2018 году православная Троица отмечается в воскресенье 27 мая. Духов День (Земля-именинница) в 2018 году таким образом, будет праздноваться в понедельник 28 мая.

Духов день – это праздник в честь одной из ипостасей Господа. История Нового Завета повествует про то, как на апостолов сошел Дух Святой. Как гласит предание, через 10 дней после Вознесения Господа его ученики добрались до Иерусалима, ожидая обещанное им Христом чудо. Вдруг они услышали шум, такой громкий, будто в небе был сильный ветер. Мощный звук будто спустился сверху вниз, заполнив все помещение, где были апостолы. Когда шум перестал, то апостолы поняли, что говорят на разных языках. Так Святой Дух сошел на них, подарив знание языков для проповедования Слова Божьего во всем мире.

«Земля-именинница», «Земля-матушка в этот день отмечает именины» — так говорили древние про Духов-день. И к этому важному для земли дню готовились по-особенному. В Духов день запрещалось сажать, сеять, пахать, боронить и любым образом «ранить» землю. Нельзя было вести любые работы на земле, в том числе ставить и чинить заборы и ограды, межевать/делить землю, полоть огороды, вырывать из земли растения. Земля, как считалось, была «беременна» предстоящим урожаем, и вторгаться в ее целостность, втыкая палки, копая лопатами, рыхля и делая в земле ямы означало лишиться осеннего урожая.

Хозяйкам нельзя было прясть, ткать, отбеливать избу, стирать белье, мыть полы. Все домашние дела требовалось сделать заблаговременно, дабы к Духову Дню спокойно пойти в церковь и помолиться за покой умерших и здравие живых.

Женщины в Духов день наделялись особой обязанностью – «накормить» Землю.

Для этого старшие хозяйки собирали «узелок» — оборачивали в маленькую скатерть либо вышитое полотенце-рушник хлеб, кашу, испеченные накануне праздника блины и пироги – и уходили с этими явствами в поле. Там они разворачивали ткань, и скромно завтракали (либо ужинали, в зависимости от региона) – вся еда употреблялась, а часть несъеденного оставляли на поле, чтобы Земля могла «поесть».

Где-то в этот праздник день было заведено вставать до рассвета, чтобы с восходом солнца окропить поле и посевы святой водой, защитив потенциальный урожай и призвав благословение на землю. До самого ХХ века было поверье, что в ночь после Троицы Святой Дух спускается на землю и в виде тумана стелется по полям и лесам. Незримый Дух, как считалось, заполнял собой просторы, залетал в дома через раскрытые окна, благословляя спящих людей.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook