Проект на тему таинство причастия. Конспект урока по опк на тему "таинство причастия". II. Введение в тему

МКОУ «Медвёдская средняя общеобразовательная школа №17» Презентация к уроку « Таинство Причастия» по курсу ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Подготовила учитель начальных классов МКОУ»Медвёдская средняя общеобразовательная школа №17» Ефремовского района Тульской области Сизова Надежда Васильевна 2012-2013 учебный год

Что такое Таинства Таинства - священные действия, через которые верующие получают божественную благодать. Чтобы таинство произошло, необходимо соблюдать два условия. Во-первых, таинство должно совершаться законно поставленным священником при соблюдении всех правил его совершения. Во-вторых, христианин должен быть внутренне готов к принятию таинства.

Семь таинств Православной церкви: Крещение Миропомазание Таинство брака Покаяние Причащение (евхаристия) Соборование (елеосвящение) Таинство священства

Крещение Через это таинство человек становится христианином.

Миропомазание Через это таинство человек присоединяется к Церкви.

Таинство брака В этом таинстве мужчина и женщина получают благословение на семейную жизнь.

Покаяние В этом таинстве христиане очищают себя от свершенных грехов.

Причащение(евхаристия) В этом таинстве христиане под видом хлеба и вина принимают в себя Самого Бога Иисуса Христа.

Соборование (елеосвящение) Через это таинство человек исцеляется от болезней.

Таинство священства К этому таинству приступают только мужчины. В нем они получают право совершать все другие таинства.

Тайная вечеря Значение таинства Причастия для христианина состоит в том, что он через это таинство, через Бога, который есть для христиан Любовь, соединяется и со всеми другими христианами, и все вместе они составляют Христову Церковь.

Литургия Литургия - (от греч. "общественный" и "дело") - наименование главнейшего из христианских богослужений.

Таинство Причастия На фотографии – священник совершает Проскомидию. Во время Проскомидии мы приготавливаем к Таинству хлеб и вино.

Вот эта частица, особым образом изъятая из просфоры (специально выпеченного хлеба), станет после схождения благодати Божией, призванной нашей молитвой, Телом Христовым.

После приготовления «вещества» для Таинства, то есть, хлеба и вина, мы переносим их на Престол. Эта церемония называется Великим входом.

Священник молится о том, чтобы Дух Святой сошел на хлеб и вино. Мы видим воздетые вверх руки – знак особо торжественной и глубокой молитвы.

Диакон, который помогает священнику при совершении богослужения, указывает орарем (специальной лентой, висящей у него на левом плече) на хлеб и на вино. От лица всех верующих диакон обращается к священнику со словами: «Благослови, владыко, святый хлеб… святую Чашу…».

На этой фотографии мы видим, как священник разламывает Агнец – частицу, ставшую Телом Христовым, вместившую огонь Божества. Это называется «раздробление» Агнца. Агнец раздробляется на четыре части. Одной частью причащаются священнослужители, тремя остальными – миряне.

Сначала причащаются священнослужители. Они берут в руки Частицу Тела Христова и молятся о прощении грехов, преклонившись на Престол.

По установившейся практике, сначала причащаются младенцы, затем дети, потом взрослые. (В некоторых храмах соблюдается старинная традиция, что из взрослых сначала причащаются мужчины, затем женщины.

Дети, как и взрослые, причащаются, сложив крестообразно руки на груди. Каждому причастившемуся отирают уста, и причастник целует низ Чаши. Руку священника, держащего Чашу, никогда не целуем, чтобы ненароком не толкнуть!

Здесь мы видим, как девочке дают Частицу Тела Христова, напитанного Кровью…

Проверьте ответы в группах 1 группа – б, е, а. 2 группа – а, д, ё. 3 группа – г, а,в

Оценка урока Посмотри на " пушистиков ". У них разные настроения. Раскрась " пушистика ", у которого такое же настроение, как у тебя.

Домашнее задание Ответить на вопросы учебника на странице 79. Разгадайте кроссворд «Церковные таинства».

▫ Абсолютно согласен. Без комментариев, как говорится. Рассказывая детям, может быть и стоит делать упор на героизме, но и сбрасывать со счетов нелицеприятные факты, тоже не следует. По сути, это та же фальсификация, согласен.
▫ И чуточку ещё. Такая тема: Финская война. Прежде о ней вообще старались не говорить. Теперь публикаций много. И большей частью - безрадостно там, в публикациях. Но искажение истории - это разве правду рассказать о потерях, гибельных промахах в снабжении, управлении и командовании, пропаганде и вообще `направленности` всей этой военной кампании? Замалчивание - вот искажение. Хотя... И тут тоже два пути: можно мерзко посмеяться над поражениями, умолчав про героизм. А можно удариться в пафос, уличить в `пораженчестве` тех, кто реально оценивает масштабы и результаты...
▫ Мы с вами об одном и том же гутарим... Просто первый комментарий ваш стал не слишком понятен с ходу, а так, позиция у нас практически одна и та же.
▫ Совершенно верно: видеть адекватно. Например: вот был князь Александр. Наподдал он скандинавам, было дело. Потом `орденоносцам` насовал. А кроме того, ордынцев на Русь водил и в междоусобицах их помощью пользовался. Кстати, много тогда люду на Руси полегло, от этих походов. Уместно и объяснения действий привести: обстановку, проблемы выбора... Другой пример: роль такой-то такой-то организации в Великой Отечественной войне. И вместо `Если б не мы, то и победы бы не было!` - рассказать, как было на самом деле. Что были и те, кто из их рядов, но воевал. Количество можно указать (чтобы не складывалось впечатления, что остальные в сторонке стояли, а те деятели сами всё совершили). Отмечены в героизме. А были и те, кто обнимался-водку пил вместе с военными не в нашем обмундировании. Количество тоже указать - для сравнения масштабов участия на стороне нашей - и на стороне вражеской. Чтобы не складывалось впечатления, что они в сторонке стояли. И вывод сделать: вот так и побеждали. Все вместе. Это наша ОБЩАЯ победа. Не зависящая от креста, полумесяца и прочего; от `Спасибо`, `рахмет`, `баркал` или `дякую`. =================== Глядишь, в следующий раз молодой человек или девушка, увидевшая `сужденьица` о том, как всё было `ой, плохо-плохо-плохо!` - либо о том, как всё было `ой, хорошо-хорошо-хорошо!` - смогли самостоятельно, со ЗНАНИЕМ дела и БАГАЖОМ правдивых, адекватных знаний усмехнуться, простите: `Эт враньё, ребята. Это специально, чтобы страну нашу, Историю нашу, ЦЕННОСТИ наши исказить (опозорить, переврать, перехвалить, натянуть... и т.д.). Разве не адекватно? Думаю, и к стране, и к истории это будет уважительно и принципиально. Ну а одеяло перетягивающие - так, повторюсь, отечественные ещё гаже `мидуэевцев`. Какими бы ни были и к какой социальной или прочей `нише` не принадлежали. Потому что они - рядом. Среди нас. Потому что они знают: от взрослых и принципиальных можно огрести и, так сказать, `за базар ответить` - и лезут к детям. Различными способами. Уверен, что остановить таких - и адекватно, и патриотично. Кем бы они ни были и во что бы ни рядились и не `рядились`.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 35"

Конспект

урока ОРКСЭ

по теме:

«Таинство причастия»

Подготовила:

Остерман Валерия Эдуардовна

Тамбов
2017

Тема урока : Таинство Причастия.

Цель : дать детям представление о Таинстве Причастия и о его значении в жизни православных христиан.

Задачи :

предметные: ознакомить с основами религиозной морали;

раскрыть сущность церковных таинств;

в каком таинстве мы соединяемся с Богом и что такое

Причащение;

личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои

поступки;

воспитывать доброжелательность и

эмоционально- нравственную отзывчивость;

развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками

в разных социальных ситуациях;

формировать уважительное отношение к духовным и

материальным ценностям православия;

воспитывать уважение к традициям православного мира,

историческому прошлому нашей Родины;

метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и

оценивать учебные действия;

осуществлять информационный поиск;

развивать умение работать с текстом, смыслового и

выразительного чтения.

Основные термины и понятия :

Благодать – сила Божья, которой совершается спасение человека.

Причастие или по-другому Евхаристия (благодарение) – главное Церковное Таинство в котором христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и

Кровь Христовы соединяются с Богом и приобщаются к вечной жизни.

Таинство – это священнодействие, через которое верующим видимым образом сообщается невидимая Божественная благодать.

Апостолы – (посланники) ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь христианской веры.

Церковь – является Телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, единство Духа, обитающего в людях.

Литургия – (обедня) богослужение во время, которого совершается Таинство Причастия.

Антидор – (вместо дара) части просфоры для совершения Таинства причащения. Раздаётся верующим по окончании Литургии не причащавшимся мирянам.

Тайная Вечеря – пасхальный ужин Спасителя с учениками – апостолами накануне крестных страданий в Великий Четверг, на котором Он установил Таинство Причащения (Евхаристии).

Оборудование : проектор, экран, ноутбук, презентация.

Ход урока

Ребята! Посмотрите на наши раскраски и скажите, что на них изображено, кто знает? – Причастие. И тема нашего урока сегодня – «Таинство Причастия».

Перед вами план нашей работы сегодня (раздаточный лист с текстом):

Сегодня на уроке мы вспомним, обсудим и узн а ем:

    Кто, когда и при каких обстоятельствах установил таинство Причастия?

    Что такое «Тайная вечеря»?

    Что такое Церковь? Только ли это здание, или собрание людей, или христиане видят в Церкви нечто бо льшее? Что именно?

    В чём главное назначение Церкви?

    Что происходит во время Литургии?

Разговор о Таинстве Причастия мы начнём с того, что вспомним дни Страстной Недели – последней недели земной жизни Иисуса Христа.

Как вы думаете, почему? (Потому что это таинство было установлено Иисусом Христом в один из дней Страстной (Великой) Недели).

Работа в таблице параллельно с презентацией. После краткого обсуждения записываем в таблицу, что произошло в каждый из этих дней.

Но сегодня мы заполним не всю таблицу, а только часть её. До какого дня и почему? – правильно, до Четверга – потому что таинство Причастия было установлено именно в Великий Четверг.

Страстн а я – Великая – Неделя

Страстн а я – от слова «страсть», – страдание. Неделя Страданий Христовых. Последняя неделя земной жизни Господа Иисуса Христа.

Каждый день в ней называется Великим: Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда и т.д.

Великий Понедельник

Проклятие бесплодной смоковницы

Великий Вторник

Изгнание торгующих из храма

Великая Среда

Предательство Иуды

Великий Четверг

Тайная Вечеря. Моление о Чаше.

Взятие Христа под стражу

Великая Пятница

Великая Суббота

Воскресение Христово

Задание: Кратко запиши в таблицу, что произошло в каждый из дней Страстно й Недели.

Итак, кто, когда и при каких обстоятельствах установил таинство Причастия?

Почему Христос созвал тайный ужин (вечерю)?

Как ученики Спасителя выполнили своё обещание совершать таинство Причастия в воспоминание о своём любимом Учителе?

– Апостолы, а затем и все христиане причащаются на Литургии – главном Богослужении православных христиан.

Знаете ли вы, как переводится слово «Литургия» с греческого языка? –«Общее дело»! Самое главное событие, которое происходит во время Литургии – и есть причастие Святых Христовых Тайн.

Подробно – о том, что представляет собой таинство Причастия.

О подготовке к Причастию – таинстве Исповеди и Покаяния. Чтобы принять в себя Христа, нужно очистить душу от зла, от греха.

Вот потому-то церковь – это не только здание (дом Божий, в котором совершается божественная служба). Это ещё и собрание верующих людей.

А самое главное, Церковь – это Тело Христово, где члены Тела – это люди, а Глава – Сам Иисус Христос. Причастие не только очищает, не только соединяет человека со Христом, но и объединяет во Христе всех верующих людей!

В этом состоит главное предназначение Церкви.

Вот почему в Церкви принято обращение: «братья и сёстры». Мы все (верующие люди) – родные по духу, во Христе!

Раскраска: обращаем внимание на цвет облачения священнослужителей.

Домашнее задание:

Внимательно прочитай отрывок стихотворения русского поэта и философа Владимира Соловьева.

Да! С нами Бог, – не там, в шатре лазурном,

Не за пределами бесчисленных миров,

Не в злом огне и не в дыханье бурном,

И не в уснувшей памяти веков.

Он здесь, теперь – средь суеты случайной,

В потоке шумном жизненных тревог.

Владеешь ты всерадостною тайной:

Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.

Как ты думаешь, откуда в душе верующего человека возникает такая радостная уверенность? (Устно)

Системный самоанализ урока

Урок проводила: Остерман Валерия

Класс:4 «Г»

Дата: 23.03.17

Предмет: ОРКСЭ

Тема: Таинство причастия

Дать детям представление о Таинстве Причастия и о его значении в жизни православных христиан.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тип и структура урока:

Тип урока: открытие новых знаний, структурные компоненты выделяются четко, временные рамки соблюдены.

Реализация принципов обучения: деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, активные.

Организация учебной работы на уроке: задачи сформулированы чётко; преобладает фронтальная организация деятельности, при объяснении материала использовались эвристической беседы; проводились физкультминутки.

Система работы учителя:

Весь объем материала, рассчитанный на урок, был выполнен. Урок проводился тактично, внимательно, с правильной речью, требовательно, объективно. Выдержанны временные рамки.

Система работы учащихся:

Учащиеся активны, постоянно поднимают руку, но некоторые ответы звучали с места, без поднятия руки, больше половины детей быстро усваивают материал, успевают выполнить задание. Большая часть класса работает в среднем, в оптимальном темпе, справляясь с заданиями. Только один ребенок отстает, старается, но материал тяжело усваивает.

Общие результаты урока:

Учебный материал усвоен на уровне понимания и запоминания.

Оборудование урока:

Компьютер; подготовлены презентации, раздаточный и демонстрационный материал.

В целом урок получился хорошим. Было объяснено то, чем дети будут заниматься на уроке. Прослеживалась дисциплина в классе, помогала детям, при выполнении заданий.

Поставленные цели и задачи были выполнены

* умение общей организации работы на уроке: логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

* показ учащимся рациональных способов учебной работы;

* определение объема учебного материала на урок;

* поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения, объективность;

* роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

Система работы учащихся:

* организованность и активность на разных этапах урока;

* адекватность эмоционального отклика;

* методы и приемы работы, уровень их сформированности;

* отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

* уровень усвоения основных знаний и умений;

* уровень формирования УУД;

* наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Общие результаты урока:

* выполнение плана урока;

* мера реализации целей;

* уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

1-й - усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

2-й - применение в аналогичной и сходной ситуации;

3-й - применение в новой ситуации, т.е. творческое;

Оборудование урока:

* Печатные, видеофрагменты;

Общая оценка результатов и эффективности урока;

Удалось реализовать все поставленные задачи урока. Все этапы урока были соблюдены. Тема была усвоена учащимися. Были допущены незначительные ошибки. Физкультминутки были проведены. Временные рамки были четко соблюдены.

ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ

Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о Таинстве Причастия как об одном из важнейших православных Таинств.

Задачи: предметные – раскрыть сущность Причастия;

Личностные – формировать уважительное отношение к духовным ценностям православия;

Метапредметные – развивать умение работать с текстом учебника, иллюстрациями,выразительное чтение и речь.

Ключевые слова: таинства, «Тайная Вечеря», икона, литургия, церковь.

Оборудование: мультимедийный комплекс, учебники, рабочая тетрадь.

Форма работы: групповая.

Ход урока:

1 Оргмомент: приветствие, готовность к уроку.

Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с песни – притча С.Копыловой. Внимательно прослушайте ее. Задумайтесь о чем она?

Песня о грешнике, который раскаивается в своих грехах, кается.

Бог добр к людям и посылает на Землю своего сына Иисуса Христа для искупления грехов человеческих и для того, чтобы научить нас жить по законам Божьим. (1 слайд)

Грех – это болезнь, а от болезни должно быть лекарство и оно есть в церкви - это ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ.

2 Целеполагание:

Тема сегодняшнего урока: ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ (запись в тетрадь).Давайте поразмышляем: о чем мы должны узнать сегодня? Чему научиться?

3 Изучение нового материала.

Я расскажу вам о событии, которое произошло более 2000 лет назад. И.Христос явился на Землю для нашего спасения, очищения нас от грехов. Господь заранее знал, что с ним произойдет и поэтому накануне крестных страданий и смерти, собрал учеников в четверг на последнюю совместную трапезу. (Зачитать текст на с 76 первые предложения; 3 слайд)

Трапеза была прощальной, где присутствовало только ближайшее окружение, 12 апостолов или учеников. Никого постороннего, поэтому это событие в истории получило название «Тайная Вечеря».

Ребята, посмотрите на икону: в центре на почетном месте Спаситель, а вокруг стола его ученики

  • Над всеми, кроме одного сияет божественный свет
  • Скажите, а почему один из учеников им не озарен? Кто это может быть?

Во время последней Тайной Вечери Иисус таинственно и непостижимо преподал апостолам пречистые своя тело и кровь, даруя им самого себя, как залог будущего Воскресения и вечной жизни, совершив впервые в истории церкви Таинство Причастия (4 слайд)

Потом он взял чашу с виноградным вином, благословил ее и подал апостолам (зачитать с 76 абзац 1-ый; 6 слайд)

Причастив их, Спаситель, дал заповедь, чтобы это великое таинство постоянно свершалось людьми с целью воспоминания о нем (зачитать с 77 абзац 2-ой; 7 слайд)

Таинства- священные действия, через которые верующие получают благодать

Причастие-таинства соединение человека с частицей бога на земле через хлеб и вино (запись в тетрадь; 8 слайд)

В православных храмах Причастие- это особое действие которое ведет людей к Христу, совершающее учениками апостолов- священниками во время особой службы-ЛИТУРГИИ

  • Давайте поработаем с текстом по заданию в рабочей тетради(А) по группам. Беседа.

Литургия – это… (запись в тетрадь; 9 слайд)

Во время литургии приготавливают хлеб и вино для таинства Причастия. Пока священник читает божественные молитвы, хлеб и вино силою и действием СВЯТОГО ДУХА прилагаются в истинное тело и истинную кровь Христову. (10 слайд)

Хлеб для причастия-Просфора. (11 слайд- видео)

После Причастия, люди чувствуют особое состояние души - радость, умиление, смирение и благодарность Спасителю.

Каюсь! Каюсь! Каюсь неумело;

Господи, помилуй и прости!

Принимая кровь твою и тело,

Знаю ты пришел меня спасти!

Господь Бог указал нам истинный путь в Вечную жизнь. ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ – это соединение человека с Богом через хлеб и вино, люди становятся частичками Христа, чтобы творить в мире добро и любовь. ТАИНСТВО ПРИЧАСТИЯ совершается учениками апостолов – священниками во время литургии в храме, как залог будущего Воскресения и жизни вечной

4 Рефлексия.

  • В рабочей тетради выполни задание под (Б), работаем в группах.
  • Я узнал, что Таинство Причастия-это соединение с Богом через хлеб и вино.
  • Я понял, что оно необходимо во избавлении грехов.
  • Меня удивило, что причастники ощущали, как в их входит Христова сила и благодать.
  • Работа с сигнальными знаками.

5 Домашнее задание: с 76-79 прочитай с родителями; остальная часть задания дифференцирована: заучи термины, расскажи о таинстве крещения, сделай комментарии к рисункам, напиши эссе из 3 предложений: что в человеке главное?

Спасибо за работу на уроке.

ОРКСЭ модуль: "Основы православной культуры"

Разработала Тютимова Наталья Александровна,

учитель истории и обществознания МОУ «Средняя

общеобразовательная школа с.Агафоновка

Питерского района Саратовской области имени

Героя Советского Союза Н.М.Решетникова»

Сегодня я хочу предложить вам урок курса ОРКСЭ «Таинство причастия», предназначенный для обычных четвероклассников, - урок важный, урок трудный для понимания ребят. За эти годы на интернет-сайтах опубликовано немало уроков по этой теме. Для меня при составлении урока ориентиром были учебник А.Кураева, разработка сайта Светоч, помощь православного священника и творчество С.Копыловой.

Урок 24. Тема: "Таинство причастия"

Цель урока : дать детям представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан.

Задачи:

    Обучающие.

Познакомить обучающихся с таинством причащения и назначением литургии.

Углублять знания детей о необходимости таинства покаяния.

    Развивающие.

- Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

Расширить представления школьников о церковных богослужениях – о том, что церковная жизнь человека связана с его участием в таинствах Церкви

    Воспитательные.

Воспитывать уважение к православным культурным традициям, религиозным убеждениям верующих.

Обогащать мир личности духовным чтением.

Ожидаемые результаты:

Личностные :

проявление самостоятельности в разных видах деятельности, умение оценивать себя с точки зрения православных ценностей;

развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Метапредметные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

умение извлекать из текстов необходимую информацию, определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

контроль, коррекция, оценка своей деятельности и деятельности партнера.

Предметные:

представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан;

продолжение знакомства со Священной Книгой христиан Библией.

Внутрипредметные связи - музыка, живопись

Межпредметные связи – история, литература, русский язык, информатика

Ход урока

I. Оргмомент.

Ребята, здравствуйте! Сегодня наш урок я хотела бы начать с песни С. Копыловой «Я ещё не стала лучше». Вы прослушайте её внимательно, а затем ответьте на вопрос: «Почему человек стремится стать лучше?»

Итак, ребята, какой вопрос задает себе девочка? - Хочется понять мне мне, Боже, в чем мое предназначенье? И сама на него отвечает: «Видит Бог, как я стараюсь лучше стать хотя б немного».

Зачем? - Потому что в этом предназначение человека – стать лучше.

Как стать лучше? – Делать добрые дела.

Молодцы. А еще чтобы стать лучше, православный ч еловек ищет в своей земной жизни соединения с Богом, потому что верит, что он будет с Ним и в вечности.

Мы с вами уже знаем, что Бог в облике своего сына Иисуса Христа явился на Землю, чтобы человек стал лучше, чтобы научить его жить по законам Божьим.

II. Введение в тему.

Христос оставил нам свое учение, а его учение очень велико.

- Как называется книга, которая поможет нам на уроке, в ней рассказывается о жизни и учении Иисуса Христа? - Евангелие

Сегодня мы поговорим об одном из главных наследий учения Господа, которое называется Таинство Причастия.

Итак, тема нашего урока (3 слайд) “Таинство Причастия” (запись в тетрадь ). Оба слова темы пока не очень понятны. Но уже сейчас мы можем увидеть, как они образованы. Таинство от «тайна», причастие – ПРИ-нять ЧАСТЬ. –Кого? –Бога.

- На какие вопросы мы сегодня должны ответить? – Что такое таинство? Что такое причастие?

III. Работа по теме урока.

    В ходе нашего урока, мы с вами должны ответить на 4 вопроса – 2 из них мы уже поставили и два добавлю я (4 слайд):

Как Христос передал себя ученикам?

Что такое Причастие?

Что такое литургия?

Что такое церковное таинство?

В конце урока мы вернёмся к ним и ответим на них самостоятельно.

Как называется период времени, в который вступают православные люди накануне Великого Христова Воскресения? Великий пост.

- Сколько он длится? Почти 7 недель, и сейчас идёт 3 седмица Великого поста. Это время, когда христиане, ограничивая себя в пище и развлечениях, больше размышляют о своих поступках и готовятся к радостной светлой Пасхе.

Давайте вспомним событие, которое произошло 2000 лет назад на неделе, которая называется “Страстная седмица”, то есть семь дней недели, где Иисус Христос был предан страданиям и принял смерть на Кресте. (3 слайд)

Господь знал заранее всё, что с ним произойдёт, поэтому он собрал учеников в четверг на последнюю совместную трапезу (принятие пищи). Она была прощальной, где присутствовало только ближайшее его окружение, другими словами 12 апостолов, и никого из посторонних. Поэтому это событие в истории стало называться “Тайная вечеря”. (4 слайд)

Ребята, вечеря в переводе со славянского языка происходит от слова “вечер” и означает “ужин”. Именно во время неё Спаситель предсказал, что один из учеников предаст его, а другой отречётся ещё до наступления рассвета трижды. ? Иуда, Петр

(5 слайд) Ребята, посмотрите на икону “Тайная вечеря”. Обратите внимание, что Христос сидит по центру на самом почётном месте, а вокруг стола Его ученики.

И над всеми, кроме одного сияет божественный свет.

Скажите, а почему один из учеников им не озарён? Кто это ? –Иуда из Кариота, предавший Христа

Прежде, чем передать себя ученикам перед страданиями своими ради искупления человеческих грехов, Господь совершил ритуал омывания ног своим ученикам. (6 слайд) Посмотрите на слайд, изображающий это действие.

- Определите и докажите, это картина или икона?

Рассмотрите внимательно эту картину. Господь сидит на коленях перед учениками, держит кувшин с водой и полотенцем вытирает ноги апостолам.

- Как вы думаете, зачем Иисус сделал это? (варианты ответов детей)

Подведём итог: во-первых, Господь это сделал для того, чтобы показать свою любовь ученикам , а во-вторых, для показания истинного смирения апостолам, так как они в этот момент спорить начали, кто же из них самый главный?

Таким образом, Он показал им, что все равны!!!

    А теперь откроем Евангелие от Матфея (гл.26, 26) и прочтем о том, как было установлено Таинство Причастия.

(Слайд 7) «Затем он воздал хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благославил его, преломил и дал ученикам, сказав: “Примите, ядите: сие есть Тело Моё, еже за Вы ломимое” (пояснение слов ученикам)

(8 слайд) «Потом Он взял чашу с виноградным вином, благославил её и подал апостолам, говоря: “Пиите от нея вси: сие есть Кровь моя Нового завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов”. Причастив их, спаситель, оставил заповедь, чтобы это великое таинство постоянно свершалось людьми с целью воспоминания о нём.

Так Иисус Христос установил одно из великих Таинств православной церкви Причастие, то есть соединение человека с частичкой Бога на Земле.

Чтобы люди стали частичками Христа, Его «причастниками», Христос на Тайной Вечере дал людям Свои Тело и Кровь в виде хлеба и вина. (Слайд 9)

Так кто же стал первыми причастниками? Правильно, первыми «причастниками» стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям. (Слайд 10-11 Г.Доре, 12-Л.да Винчи)

    Физминутка

2. - В православных храмах Причастие - это особое действие, которое ведёт людей ко Христу, совершающееся учениками апостолов - священниками - во время божественной литургии. (13 слайд)

Литургия - есть самое важное Богослужение в храме, во время которого совершается Святейшее Таинство Причастия, установленное Господом нашим в четверг вечером, накануне крестных своих страданий.

Ребята, литургия имеет различные названия. (Слайд 14) Первое название - греческое, означает “общественная служба” и указывает на то, что Таинство Святого Причастия есть умилостивительная жертва Богу за грехи всего общества верующих, - живых и умерших.

Ребята, обратите внимание на слово “умилостивительная”. Как вы его понимаете?

В апостольское время, то есть когда жили апостолы, “Литургия” называлась “преломлением хлеба”. (Слайд 15) Посмотрите на слайд.

Кто на нём изображён? (Священник)

Что он делает? (ломает хлеб)

Вот поэтому и называлось так это Таинство.

Во время литургии, в самой первой части, которая называется Проскомидия, приготавливают хлеб и вино для таинства Причастия. (16 слайд)

Хлеб для Причастия называется Просфора (17 слайд).

Пока Священник читает божественные молитвы, хлеб и вино силою и действием святого духа прелагаются в истинные тело и кровь Христову. А как это происходит, никто объяснить не может, даже ангелы. Хлеб становится больше, чем хлеб, а вино становится больше, чем вино. Это не проявляется в перемене вида или вкуса. Просто причащаемые христиане ощущают, что с этим хлебом в них входят Христова сила и благодать. (18 слайд)

    Просмотр д/ф «Таинство Причастия»

3. - Ребята, чтобы причаститься нужно соблюдать некоторые правила.

Для того чтобы причаститься необходимо, как минимум три дня попоститься (во время поста не едят яиц, мясных и молочных продуктов), почаще бывать в храме на службах, накануне Причастия вечером обязательно приходят в храм на вечернее богослужение и исповедуются в грехах.

В день причастия с полуночи ничего не едят и не пьют. С утра приходят в храм и во время Литургии благоговейно подходят к св. Чаше вспоминая Смертьи Воскресение Христа. По Окончании Литургии благодарят Бога и выходят в мир творить добрые дела.

Соблюдая эти правила, после Причастия, люди чувствуют благодать Божью, радость, умиление и огромное смирение, так как мы соединяемся с частичкой Бога. (19 слайд)

Причащался ли кто из вас? Близки ли были ваши ощущения?

    Прослушайте песню Анны Пирковой «Яко с нами Бог»

3. Причастие Христу в Церкви называют «таинством» . Таинство не потому, что это секрет, а потому что - тайна. (Слайд 20)

Даже священник не знает, как же происходит претворение хлеба в Тело Христа.

Человек вполне может знать только то, что он делает сам. А таинство, с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога. ( Слайды 21-22)

Поскольку Христос оставил людям не только свои слова, но и всего Себя - Свою Жизнь, Тело и Кровь, то Он нашел возможность передавать все эти Свои дары всем людям. Для этого Он создал свою Церковь в которой Он же совершает Таинства. (Слайд 23)

«Где двое или трое собраны во имя Мое – там и Я есть,» - сказал Христос апостолам. (Слайд 24)

На языке православной мысли это называется чудом церковной соборности . (Слайд 25)

Жизнь Церкви нельзя описать только теми словами и законами, которыми описывают жизнь любого человеческого общества. Через апостолов и их учеников (патриархов, епископов и священников) Бог совершает таинства в христианской Церкви. (слайд 26-27)

Поэтому православные люди убеждены, что Церковь – это не просто собрание одинаково верящих людей. Церковь – это присутствие Христа в мире. (слайд 28)

Апостол Павел называл Церковь «Телом Христа». (слайд 29)

I V . Закрепление темы. ЗАДАНИЕ. Заполните таблицу.

(Заполняем на распечатанных таблицах-картах и на доске – слайд 30)

Христиане идут в храм именно ради участия в таинствах Церкви. (Слайд 31)

Человек может сам молиться, изучать Евангелие, делать добрые дела. Но Тело Христа можно только принять. И сделать это можно только в храме во время Божественной службы. – Какой? (Слайд 32)

В религии есть то, что люди делают ради Бога. А есть то, что Бог делает ради людей. (Слайд 33)

Ради людей Христос когда-то взошел на Крест. И ради людей Тело Христа дарит Свои пасхальные свойства тем, кто готов его принять.

Пасхальные свойства – какие? (Пасха – воскресение).

Вспомните начало урока – именно сейчас, в дни Великого поста, православные люди причащаются Тела и Крови Христова. - Зачем? (Стать частицею Христа)

V. Итог.

(Слайд 34) Подвести итог, я хотела бы строками из стихотворения Татьяны Егоровой, посвященных великому Таинству. Давайте прочтём их выразительно:

И нет на свете выше счастья:

Пред Чашей разомкнуть Уста,

Принять Священное Причастие

И стать частицею Христа.

V I . Рефлексия.

А теперь вернёмся к главным вопросам урока. (35 слайд)

Ответьте в тетрадях на них письменно. Проверка – зачитывают.

А закончить урок я предлагаю вам.

Продолжите высказывание:

На уроке я узнал…

На уроке было интересно…

Я себя похвалю за…

Что бы я хотел ещё узнать…

VI I . Домашнее задание.

1. Рассказать дома о Таинстве Причастия родителям.

2. Подготовить сообщение о любом Таинстве церкви (кроме Причастия) в тетради.

Сегодня я хочу предложить вам урок курса ОРКСЭ «Таинство причастия», предназначенный для обычных четвероклассников, - урок важный, урок трудный для понимания ребят. За эти годы на интернетсайтах опубликовано немало уроков по этой теме. Для меня при составлении урока ориентиром были учебник А.Кураева, разработка сайта Светоч, помощь православного священника и творчество С.Копыловой.

Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо, Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53–56).

Понравилось? Лайкни нас на Facebook