Что такое церковь в свете учения нового завета. Чем отличается храм от собора и церкви, каково значение этих слов Храм в Священном Писании

Когда люди в наше время говорят слово «церковь», то они под этим подразумевают здание с куполами и крестами. Однако, в этом случае, понятие «церковь» полностью отождествляется с понятием «храм». Православная церковь очень четко объясняет различие между этими двумя терминами.

Действительно, всем людям проще сказать: «Пошли в церковь», чем: «Пошли в храм». Но, тем не менее, понятие «церковь» означает, в первую очередь, не каменные стены, а людей.

Церковь (согласно православному учению) - это группа людей, которые объединены верой в Иисуса Христа, Законом Божиим, подчиняются священноначалию и участвуют в церковных таинствах.

Такое определение церкви появилось еще в первых веках христианства. Однако после того как император Константин Великий издал указ о веротерпимости, а христианство получило свободу, в христианской среде стали распространяться различные еретические и сектантские учения и движения, которые тоже именовали себя церквами. Деятельность этих движений не прекращается и по сей день. Следует также отметить, что сектанты и еретики не только называют свои организации церковью, но и стараются воплотить в жизни все характеристики, которые свойственны истинной церкви (то есть Закон Божий, вера в Иисуса Христа, подчинение священноначалию и участие и таинствах). Поэтому на первый взгляд, доказать где истинная церковь, а где секта, бывает очень сложно.

Иисус Христос во время одной из своих проповедей сказал: «Я есть путь, истина и жизни». Это учение стало ключевым для всех богословов, так как оно окончательно помогло дать абсолютно четкое понятие, что такое церковь, а что такое секта или ересь.

Путь - это каноническая иерархия, которая передается через таинство Священства (рукоположения) от самих апостолов. Истина - это евангельское учение Иисуса Христа. Жизнь - это участие в церковных таинствах. Если в организации, которая называет себя церковью, нет хотя бы одного из этих компонентов, то это не истинная церковь.

Хотя и сектанты имеют своих лидеров, но у них нет канонической иерархии, которая передавалась через святых апостолов. Часто сектанты задают вопрос: а почему только православная иерархия считается истинной? А затем они приводят кучу ссылок из Библии, которые как бы доказывают, что нет разницы, от кого пошла иерархия. Однако здесь есть два важных момента, которые разбивают учение сектантов об иерархии в пух и прах. Во-первых, Иисус Христос когда-то дунул на апостолов и сказал: «Возьмите Дух Святой, кому отпустите грехи, тому отпустятся, кому оставите, тому останутся». Иисус Христос сказал это только апостолам, а не всем людям. Во-вторых, во время праздника Пятидесятницы Святой Дух в виде огненных языков сошел только на апостолов, а не на всех людей. Из этого можно увидеть, что истинная иерархия идет только от апостолов.

Кроме того, если обратить внимание на то, что Господь разрешил только апостолам прощать грехи (а кроме прощения грехов совершать также другие таинства), то только каноническая иерархия может совершать церковные таинства.

Поэтому у сектантов нет ни правильной иерархии, ни благодати от таинств, которые совершают их лидеры. Учение же сектантов сильно отличается от истинного вероучения. Поэтому любая секта не может именовать себя церковью.

Большинство граждан постсоветского пространства являются православные, намного меньше людей - это католики. В Украине также есть греко-католические приходы. Разногласия между православной и католической церквями постоянно огорчает как одних, так и других. Православная церковь признает католическую иерархию и все таинства католиков и наоборот (как пример можно сказать, что католиков при принятии в православие заново не крестят). Однако у этих двух веток христианства до сих пор существуют разногласия между учением. Также, несмотря на признание иерархии и таинств, верующие этих церквей не могут молиться вместе. Однако это еще полбеды. Вторая проблема заключается в том, что вопросом о совместной молитве никто не занимается: ни православные, ни католики.

Так что нужно помнить, что церковь - это не здание, а прежде всего люди, которые объединяются вокруг Первоисточника всего бытия, а не вокруг слепого сектантского учения, так как сектантское мировоззрение лишено всякой благодати.

  • Церковь - религиозная организация или конфессия (христианская церковь , православная церковь , католическая церковь или протестантская церковь ; также применяется по отношению к новым религиозным движениям - саентологическая церковь или мормонская церковь). Это слово вообще не используют в исламе или иудаизме .
  • В православии церковь определяется двояко:
    • Церковь по существу, то есть единство Святого Духа в живых разумных творениях Божиих, пытающихся своей жизнью исполнить Евангелие. Такая церковь не возникает от того, что собрались верующие - единомышленники. Существенная церковь образована в день Пятидесятницы Христом , является Его «Телом», и к этой церкви можно лишь присоединиться святым крещением.
    • Церковь-организация, то есть единство верующих, объединенных общей верой, таинствами и священноначалием. Церковь-организация хранит учение о спасении и апостольскую преемственность, научает вере новых членов.
По определению Варфоломея Базанова:

    Слово «церковь» происходит от глагола «эккалео» что означает «собирать, вызывать». В древних Афинах «экклеси́ей» называли городское собрание, в котором принимало участие не все население города, а только избранные. Для того чтобы быть участником этого собрания, принимать участие в управлении городом, нужно было соответствовать определенным требованиям. В христианстве изначально под Церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный» (1Пет. 2, 9). Свт. Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», беседа 18) говорит, что «Церковью, т. е. созванием или собранием называется соответственно самой вещи, поелику всех созывает и вместе собирает».

    Господь Иисус Христос определения Церкви нам не оставил. Давая нам понятие о том, что есть Церковь, Он говорил образами. Примеру Спасителя следовали и апостолы, и отцы Церкви. Перечислим основные библейские образы Церкви:

    Образ виноградной лозы и ее ветвей (Ин. 15:1-8);

    Образ пастыря и стада (Ин. 10:1-16);

    Образ строящегося здания (Еф. 2:19-22);

    Образ дома (1 Тим. 3:15; Евр. 3:6);

    Образ брачного союза (Еф. 5:32). С этим образом связано наименование Церкви «невестой Христовой» (Еф. 5:23; 2 Кор. 11:2);

    Образ Церкви как града Божия (Евр. 11:10);

    Образ Церкви как матери верующих (Гал. 4:26).

    Образ главы и тела (Еф. 1:22-23).

    Когда мы говорим о Церкви как о Теле, то имеем в виду, что в некотором глубинном смысле Церковь есть прославленное и обоженное человечество воскресшего Христа и все мы, составляющие Церковь, принадлежим к ней в силу нашего участия в жизни этого прославленного человечества, этого тела. Конечно, этот образ очень глубоко проникает в сущность Церкви, но есть некоторые моменты, которые заставляют нас воздержаться от того, чтобы рассматривать его в качестве исчерпывающего определения Церкви даже в земном ее аспекте.

1. Определение церкви.

Третья категория, упомянутая Павлом в 1-м послании Коринфянам, 10:32, - это «церковь Божия». Слово «церковь» является переводом греческого слова «εκκλησία», которое состоит из двух частей: ЭК (приставка), что означает «из» и КАЛИО, что означает «звать». Таким образом слово «экклесия» означает «призванные». Оно используется в Писании, когда говорится об Израиле и о христианском сообществе верующих, будь то на небесах или на земле.

а) Израиль - церковь (собрание) в пустыне (Деяния 7:38).

б) Святые на небесах (Евреям 12:23).

в) Святые на земле (Откровение 1:11).

В этих трех местах из Писания используется слово "церковь" в двух своих основных значениях: вселенская церковь и поместная церковь, мы понимаем, что вселенская церковь включает в себя искупленных всех веков и поколений как на небе, так и на земле, и поместная церковь является единым выражение этого.

2. Состав церкви.

Церковь, которую мы увидим в Новом Завете состоит как из иудеев, так и из язычников. Так же, как Бог призвал Израиля из среды народов быть Его избранным народом и установил Израиля быть Его церковью в Ветхом Завете, так же Бог призывает людей к Себе из всех народов сегодня, будь то из иудеев или язычников, и утверждает их быть Его церковью в Новом Завете. Церковь Нового Завета открывает нам Тело Христово, состоящее из иудеев и язычников:

  • Христос является созидателем (строителем) Своей церкви (Матфея 16:18).
  • Господь прилагает спасаемых людей к Своей церкви (Деяния 2:47).
  • Христос является главой тела церкви (Колоссянам 2:19).
  • Церковь является Телом Христовым (Ефесянам 1:22-23).
  • Иудеи и язычники, все крещены в одно тело (1-е Коринфянам 12:13).
  • И иудеи, и язычники ныне стали одним новым человеком во Христе (Ефесянам 2:15-16).
  • И иудеи, и язычники являются сонаследниками в одном теле (Ефесянам 3:6).

Что такое храм? Чем храм отличается от часовни и церкви? Зачем нам ходить в церковь? Как устроен православный храм?

Храм, церковь, часовня: в чем отличия

Храм (от старорус. «хоромы», «храмина») - архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. Κυριακη (οικια) - (дом) Господа.

Фото — Юрий Шапошник

Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.

Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.

В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.

В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.

История храма

Нынешний богослужебный устав предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Что касается самого наименования храм, templum, то оно вошло в употребление около 4 века, ранее так именовали язычники свои места, где собирались для молитвы. У нас, христиан, храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство Причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер. Так как в храме собираются верующие, составляющие собою Церковь Христову, то храм называется также «церковью,» слово, происшедшее от греческого «кириакон» что значит: «дом Господень».

Освящение собора Архангела Михаила, заложенного в 1070 г. Радзивиловская летопись

Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть с IV века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с 3 века. Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев «по домам» (Деян. 2:46). В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы. Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших. Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности, как на востоке, так и на западе. Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными. Римское законодательство допускало также свободное существование погребальных обществ, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребений своих сочленов и даже могли иметь там свои алтари для отправления их культов. Отсюда понятно, что первые христиане широко пользовались этими правами, вследствие чего главными местами богослужебных собраний их, или первыми храмами древности, были катакомбы. Эти катакомбы сохранились до настоящего времени в разных местах. Наибольший интерес представляют нам лучше всего сохранившиеся катакомбы в окрестностях Рима, так называемые «катакомбы Каллиста.» Это целая сеть переплетающихся между собой подземных коридоров с разбросанными кое-где среди них более или менее обширными помещениями, как бы комнатами, носящими название «кубикул.» В этом лабиринте, без помощи опытного проводника, весьма легко запутаться, тем более, что коридоры эти расположены иногда в несколько этажей, и можно из одного этажа незаметно перейти в другой. Вдоль коридоров выдолблены ниши, в которых и замуровывались усопшие. Кубикулы представляли собой фамильные склепы, а еще большие помещения «крипты» представляли собой те именно храмы, в которых христиане во времена гонений отправляли свои богослужения. В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия. Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия. По сторонам этого престола или гробницы устроялись места для епископа и пресвитеров. Самые большие помещения катакомб принято называть «капеллами» или «церквами.» В них нетрудно уже различить многие составные части нашего современного храма.

Храм в Священном Писании

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.

В Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.

Зачем ходить в церковь?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», - говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни,а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Устройство православного храма

Внутреннее расположение храмов определяется еще с глубокой древности целями христианского богослужения и символическим воззрением на их значение. Как всякое целесообразное здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался: во-первых, в нем должно было находиться удобное пространство для священнослужителей, совершавших богослужение, во-вторых, помещение, где стояли бы молящиеся верные, то есть уже крещеные христиане; и, в-третьих, должно было быть особое помещение для оглашенных, то есть еще не крещеных, а только готовившихся принять крещение, и кающихся. Сообразно этому, как в ветхозаветном храме было три отделения «святое святых,» «святилище» и «двор,» так и христианский храм издревле разделялся на три части: алтарь, средняя часть храма, или собственно «церковь,» и притвор.

Алтарь

Важнейшая часть христианского храма есть алтарь. Наименование алтарь
происходит от латинского alta ara - возвышенный жертвенник. По обычаю древней
Церкви алтарь помещался всегда в полукружии на восточной стороне храма.
Христиане усвояли востоку высшее символическое значение. На востоке был рай, на
востоке соделано спасение наше. На востоке восходит вещественное солнце, дающее
жизнь всему живущему на земле, на востоке же взошло и Солнце Правды, дающее
вечную жизнь человечеству. Восток всегда признавался символом добра, в
противоположность западу, который считался символом зла, областью нечистых
духов. Сам Господь Иисус Христос олицетворяется под образом востока: «Восток имя
ему,» (Зах. 6:12; Пс. 67:34), «Восток с высоты» (Лук. 1:78), а св. пророк
Малахия называет Его «Солнцем правды» (4:2). Вот почему христиане в молитвах
всегда обращались и обращаются на восток (см. Св. Василия Великого 90 правило).
Обычай римо-католиков и протестантов обращать алтари к западу установился на
западе не ранее 13 века. Алтарь (по-гречески «вима,» или «иератион») означает высокое место, кроме того знаменует собою также земной рай,
где жили прародители, те места, откуда шествовал Господь на проповедь, Сионскую
горницу, где установил Господь Таинство Причащения.

Алтарь есть место одних
священнодействующих, которые, подобно небесным бесплотным силам, служат перед
престолом Царя Славы. Мирянам вход в алтарь запрещается (69 прав., 6-го вселен.
собора, 44 пр. Лаод. собора). Могут входить в алтарь лишь причетники, помогающие
при совершении богослужения. Женскому полу вход в алтарь запрещается безусловно.
Только в женских монастырях разрешается входить в алтарь постриженной монахине
для уборки алтаря и прислуживания. Алтарь, как показывает самое его название (от
латинских слов alta ara, что значит «высокий жертвенник» (устраивается выше
других частей храма ступенью, двумя, а иногда и более. Таким образом, он
становится более видимым для молящихся и наглядно оправдывает свое символическое
значение «горнего мира.» Входящий в алтарь обязан положить три земных поклона в
будничные дни и богородичные праздники, а в воскресные дни и господские
праздники три поясных поклона.

Святой престол

Главную принадлежность алтаря составляет
святой престол, по-гречески «трапеза,» как он называется иногда и по
церковно-славянски в наших богослужебных книгах. В первые века христианства в
подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика, по необходимости
имевшая форму удлиненного четырехугольника и примыкавшая к алтарной стене. В
древних же надземных церквах престолы стали устраиваться почти квадратные, на
одной или на четырех подставках: делались они деревянными в виде обыкновенного
стола, но потом стали изготовляться из драгоценных металлов, иногда устраивались
престолы каменные, мраморные. Престол знаменует собой небесный престол Божий, на
котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель.
Он именуется также
«жертвенником» (по-гречески «фисиастирион»), потому что на нем
приносится Бескровная Жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов,
ибо на нем полагается Тело Христово. Четырехугольная форма престола символически
изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что
все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой.

Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды,
нижнюю белую одежду, которая называется «срачицей» (по-гречески «катасаркион» «приплотие») и изображает собой плащаницу, коею было обвито Тело
Спасителя, и верхнюю «индитию» (от греческого «эндио» «одеваю») из драгоценной
блестящей одежды, которая изображает славу престола Господня. При освящении
храма нижняя одежда срачица обвивается вервию (веревкой), которая символизирует
собою узы Господа, коими Он был связан, когда Его вели на суд к первосвященникам
Анне и Каиафе (Иоан. 18:24). Вервь обвязывается вокруг престола так, что со всех
четырех сторон его получается крест, символизирующий собою тот крест, которым
злоба иудеев низвела Господа во гроб и который послужил к победе над грехом и
адом.

Антиминс

Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от
греческого «анти» «вместо» и латинского mensa «менса» «стол, престол»), или
«вместопрестолие.» В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с
изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и
орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной
стороны, вложены частицы св. мощей. История антиминса восходит к первым временам
христианства. Первые христиане имели обычай совершать Евхаристию на гробах
мучеников. Когда христиане с 4 века получили возможность свободно строить
надземные храмы, они, в силу укоренившегося уже обычая, стали переносить в эти
храмы из разных мест мощи св. мучеников. Но так как число храмов все
увеличивалось, то трудно было уже для каждого храма достать целые мощи. Тогда
стали класть под престол только хотя бы частицу св. мощей. Отсюда и ведет свое
начало наш антиминс. Он является, в сущности, переносным престолом.
Благовестники, отправлявшиеся в дальние страны для проповеди Евангелия,
императоры, отправлявшиеся в походы с духовенством и походными церквами должны
были брать с собой и походные престолы, каковыми явились антиминсы.
Ряд известий
об антиминсах, с таковым именно названием, мы имеем уже с 8 века, а сами
антиминсы, дошедшие до нас в виде вещественных памятников, восходят к 12
столетию. Сохранившиеся до нас древние русские антиминсы приготовлялись из
холста, имели надпись и изображение креста. Надписи указывают, что антиминс
заменяет собою освященный престол; тут же указывается имя архиерея, освятившего
«сей престол,» место его назначения (для какой церкви) и подпись о мощах («тут
мощи»). С 17 века на антиминсах появляются уже более сложные изображения, как
положение во гроб Спасителя, а холст заменяется шелком. Первоначально во всякий
престол, освящаемый архиереем, вкладывались св. мощи (в металлическом ковчежце
под престолом или в углублении в верхней доске престола). Такие престолы не
нуждались в антиминсах. Храмы же, которые не освящались епископами, освящались
чрез присланные епископами антиминсы со св. мощами. Вследствие этого, одни храмы
имели престолы со св. мощами, но не имели антиминсов; другие имели престолы без
св. мощей, но имели антиминсы. Так было и в Русской Церкви в первое время после
принятия христианства. Но с течением времени, сначала в Греческой, а потом и в
Русской Церкви, антиминсы стали возлагаться и на престолы, освященные
архиереями, но пока без св. мощей. С 1675 г. в Русской Церкви был заведен обычай
возлагать антиминсы со св. мощами во всех церквах, даже и освященных архиереями.
Антиминс, выданный архиереем священнику, стал, как бы видимым знаком полномочия
священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея,
выдавшего этот антиминс.

Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо.
Внутри его полагается «губа,» или по-гречески «муса.» Она знаменует ту
губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа, висевшего на
кресте, и служит для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь
святых, живых и умерших, при погружении их в св. чашу при окончании Литургии.

Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат,
который несколько больше его по размерам, и называется «илитоном» от греческого
«илэо,» что значит «обвертываю.» Илитон изображает собою те пелены, которыми
повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую
обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.

Ковчег

Для хранения Св. Таин ныне ставится на самом престоле ковчег, или
кивот, называемый также дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня
или в виде церкви. Там же хранится обычно и св. миро.

Киворий

Над престолом в древних храмах устраивался, как называют его латинские писатели
ciborium, по гречески киворий, или по-славянски сень, род балдахина,
поддерживаемого четырьмя колоннами. Сень бывала и в старых русских церквах. Она
символизирует собою, как бы небо, распростертое над землей, на которой
приносится жертва за грехи мира. Вместе с тем, сень обозначает «невещественную
Божию скинию,» то есть славу Божию и благодать, которой покрывается Он Сам,
одеяйся светом, яко ризою, и Седяй на превознесенном престоле славы Своей.

Под киворием над серединой престола висел перистерий сосуд в виде
голубя, в котором хранились запасные Св. Дары на случай причащения больных и для
Преждеосвященных Литургий. В настоящее время это изображение голубя кое-где
сохранилось, но оно потеряло свое первоначальное практическое значение: голубь
этот служит теперь уже не сосудом для хранения Св. Таин, а лишь символом Св.
Духа.

Дискос

Дискос — (по-гречески «глубокое блюдо») это круглое металлическое блюдо, обычно золотое
или серебряное, на подставке, в виде ножки, на которое полагается «Агнец,» то
есть та часть просфоры, которая на Литургии претворяется в Тело Христово, а
также и другие частицы, изымаемые из просфор при начале Литургии. Дискос
символизирует собою ясли, в которые был положен новорожденный Богомладенец, а
вместе с тем и гроб Христов.

Потир

Потир или чаша (от греческого «потирион» сосуд для пития). Это есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой, и который напоминает собою ту чашу, из которой Господь приобщил в первый раз Своих учеников на Тайной вечери. При начале Литургии в эту чашу
вливается вино с добавлением небольшого количества воды (так, чтобы вино не потеряло свойственного ему вкуса), которое претворяется на Литургии в истинную Кровь Христову. Эта чаша и напоминает также «чашу страданий» Спасителя.

Звездица

Звездица (по-гречески «астир, астерискос») состоит из двух дуг,
соединенных между собою крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в
Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровцы не касались
расположенных на дискосе частиц и не смешивали их.

Слово «церковь» по-гречески звучит как «экклесия», что в переводе означает «собрание». Первоначально под церковью подразумевалось собрание или сообщество людей-христиан, то есть церковью, по сути, являлись сами христиане.

В Новом Завете церковь также называется храмом Духа Святого, так как, согласно христианскому учению, все верующие во Христа, в Его Искупительную Жертву на кресте за грехи мира имеют в своем сердце Духа Святого, чье присутствие помогает человеку жить согласно Божьей Воле, то есть выполнять заповеди Иисуса Христа. Апостолы в своих учениях называют всех людей, принадлежащих к церкви, то есть верующих во Христа и имеющих в сердце Духа Святого, избранными, святыми, братьями.

Таким образом церковь представляет собой общину людей, которых объединяет единая вера. Сущность этой веры изложена в молитве «Символ веры» (она приводится в приложении).

Библия говорит о Церкви: «Итак, вы не чужие и не пришельцы: но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом»

(Еф. 2: 19–22).

Согласно христианскому учению, считается, что церковь во всем мире одна. Она называется вселенской. На земле церковь представлена различными деноминациями, которые, в свою очередь, состоят из поместных общин, которые также называюся церквями.

Так, существует три основные конфессии или деноминации, называемые католической, православной и протестантской церковью. Каждая деноминация представлена поместными церквями, расположенными в различных странах и городах.

Помимо вышеприведенного разделения, различают видимую и невидимую церковь. Видимая церковь – это та, какой ее видят люди. Название «невидимая церковь» говорит о том, что люди не всегда могут отличить действительно верующего человека от номинального христианина. Дело в том, что за внешним исполнением церковных правил и обрядов может скрываться неверие. Об этом очень часто предупреждали как Иисус Христос, так и его апостолы (об этом сообщается в книгах Нового Завета), говоря, что в христианской среде многие будут вести себя как христиане, но не будут являться таковыми на самом деле и будут отвергнуты Богами на предстоящем суде. И все же церковь одна, только для людей она видима не во всей полноте.

Христианское учение предписывает всем христианам участвовать в деятельности поместной церкви, посещая собрания для поклонения Богу, разделяя ее учение, а также подчиняясь церковной дисциплине и разделяя служение церкви в этом мире через исполнение Божьих заповедей.

В Законе Божием говорится: «Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви.

Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину святую соборную и апостольскую Церковь, то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу, и которое называется храмом Божиим».

«Итак охотно принявшие слово его (апостола Петра) крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах... Все же верующие были вместе и имели все общее.

И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви»

(Деян. 2: 42, 44, 46, 47).

И еще: «Церковь Христова есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Она имеет и одну цель – освящать людей, одно и то же Божественное учение, одни и те же таинства».

Православный храм

В России наиболее многочисленной конфессией является православная церковь. В России церковью также часто называют не сообщество людей, а именно православный храм – помещение, в котором проводятся богослужения. Считается, что там действует особенная благодать, проявляющаяся благодаря служению особенных людей – рукоположенных священнослужителей, которые проводят богослужения.

Кроме того, православный храм называют домом Божиим, предполагая, что в нем присутствует Бог, и домом молитвы, что является библейским названием храма в Иерусалиме, определяющим основное его предназначение.

Православные храмы часто строят таким образом, чтобы в плане они напоминали корабль, круг или крест. Первое символизирует, что храм является кораблем, на котором можно переплыть житейское море, круг символизирует вечность, а крест – воскресение.

Над храмом возвышаются купола, отображающие небо и похожие на свечи, устремляющие в небеса. Купола увенчиваются главами, на которые устанавливаются кресты. Кресты означают, что в этом месте прославляется Иисус Христос, распятый на кресте и воскресший.

Над входом в православный храм строится колокольня. По звуку колокольного звона верующие в определенное время собираются на богослужение, молитву. Колокольный звон также возвещает о важнейших частях совершаемых внутри храма служб.

Звон церковных колоколов бывает двух видов. Первый называется благовестом, им созываются верующие на богослужение в церковь. Сначала медленно бьют 3 раза в большой колокол, затем следуют более частые мерные удары. Благовест бывает обыкновенным (частым), который производится самым большим колоколом, и постным (редким), производимым меньшим по величине колоколом. Постный благовест бывает в седмичные дни Великого поста.

«Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»

(1 Кор. 3: 16).

Второй вид колокольного звона так и называется – «звон». Он производится всеми существующими колоколами. Звон делится на трезвон (повторяется трижды), двузвон (повторяется дважды), перезвон (повторяется несколько раз) и перебор (медленные поочередные удары в каждый колокол, начиная с малого, затем удар по всем колоколам сразу; так повторяется много раз). Крыльцо или площадка около входа в храм называется папертью.

Внутри храм делится на три части (по примеру ветхозаветного иерусалимского храма): притвор, среднюю часть, алтарь.

Чтобы поднять тревогу, использовался всполошный (набатный) звон, отличающийся очень частыми ударами в колокол.

Притвор в древности был предназначен для готовящихся к крещению и кающихся людей. В настоящее время в этом месте обычно продают свечи, иконы, просфоры и т. п.

В средней части храма находятся молящиеся люди, а в части, называемой алтарем, священнослужители совершают богослужение.

Здание церкви строят так, чтобы алтарь был обязательно обращен к востоку, поскольку в Библии написано, что с востока пришло спасение. Кроме того, с востока приходит по утрам солнечный свет, неся животворное тепло.

В алтаре находится святой престол, который считается самым главным местом в православном храме. Здесь совершается таинство Святого причастия. Престол олицетворяет собой место таинственного присутствия самого Иисуса Христа. Прикасаться к нему или целовать его могут только священнослужители.

На престоле также находятся Евангелие, крест, антиминс, дарохранительница и дароносица.

Антиминс – это шелковый платок, на котором изображено положение Иисуса Христа во гробе. В него должны быть зашиты частицы мощей какого-нибудь святого. Это делается в честь того, что в первые века христианства литургия (причастие) совершалась на могилах мучеников за веру. Без антиминса в православном храме не может проводиться литургия.

Во времена Ветхого Завета верующие в истинного Бога евреи поклонялись Ему в единственном храме, находящемся в Иерусалиме. Этот храм состоял из трех частей – двора, святилища и святая святых. Во дворе находился жертвенник, на котором сжигались жертвенные животные. В святилище допускались только священники и помогающие им левиты. Здесь воскурялись благовония, священники совершали обряды. В святая святых находился ковчег Завета Божия, который, по сути, являлся символом Божьего присутствия. Сюда мог входить один только первосвященник один раз в году, чтобы окропить крышку ковчега кровью животного, принесенного в жертву за грехи всего народа.

Дарохранительницей называют небольшой ящик, в котором хранятся Святые Дары для причащения больных. Иногда дарохранительница делается в виде шкатулки, по форме напоминающей церковь.

Дароносица – небольшой ящичек, в котором священник носит Святые Дары, когда навещает больных и причащает их.

За престолом стоят семисвечник (подсвечник с семью лампадами) и запрестольный крест. В алтаре также располагаются иконы самых чтимых православных святых и апостолов – Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Андрея Первозванного, апостолов Петра и Павла. Здесь же должны обязательно присутствовать иконы святых, чье имя носит храм, а также икона Святой Троицы.

Амвон символизирует камень у Гроба Господня, который был отодвинут ангелами и возле которого впервые была возвещена Благая Весть (Евангелие) о воскресении Иисуса Христа.

Алтарь от средней части храма отделяет стена, состоящая из икон и называемая иконостасом. Здесь помещаются несколько рядов икон и трое врат. Врата, находящиеся посередине, называются Царскими вратами, через них нельзя проходить никому, кроме священнослужителей. Иконостас, по сути, является символом небесной Церкви. Здесь изображены все основные сюжеты из Евангелия.

Вдоль иконостаса идет солея – небольшое возвышение, на котором православные христиане причащаются. Средняя часть, чуть выступающая полукругом, называется амвоном, или восхождением. С этого места дьякон читает Евангелие, произносит молитвы, а священник читает проповеди.

По краям солеи становятся певчие и чтецы. Эти места называют клиросом. Около них поставлены хоругви – полотнища с изображением Христа, которые выносят из храма во время крестных ходов и несут впереди процессии.

Перед алтарем посреди храма находится аналой, представляющий собой высокую подставку, на которую помещают иконы и церковные книги, например, Евангелие, во время вечернего богослужения. Икону на аналое меняют в зависимости от праздника.

На стенах храма расположены иконы различных святых. Внутри купола, как правило, изображается Панкратор – Господь Вседержитель.

Порядок церковных богослужений

В православной церкви все богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Суточный круг богослужений

В него входят службы, которые совершаются на протяжении суток. К таким службам относятся:

– вечерня (проходит вечером с вознесением благодарности Богу за прошедший день);

– повечерие (проходит перед наступлением ночи с чтением молитв о прощении грехов и покое для тела и души на сон грядущий);

– полунощница (проходит в полночь с чтением молитвы Иисуса Христа, произнесенной Им в Гефсиманском саду в ночь перед взятием под стражу; служба призвана подготавливать верующих ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно);

– утреня (проходит утром, перед восходом солнца с вознесением благодарности за прошедшую ночь и просьбы о благословении наступающего дня);

– первый час (проходит в 7 часов утра с вознесением молитвы об уже наступившем дне);

– третий час (проходит в 9 часов утра с воспоминанием сошествия Святого Духа на апостолов);

– шестой час (проходит в 12 часов дня с воспоминанием распятия Иисуса Христа);

– девятый час (проходит в 3 часа дня, на ней вспоминается смерть Иисуса Христа на кресте);

– Божественная литургия (проходит утром, перед обедом. Эта служба является самым важным богослужением всего дня. На ней вспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа и совершается таинство Святого Причастия).

В настоящее время все эти службы для удобства объединены в три группы, составляющие три богослужения:

– вечернее (девятый час, вечерня и повечерние);

– утреннее (полунощница, утреня и первый час);

– дневное (третий и шестой час, литургия).

Накануне воскресных дней и больших праздников в вечернем богослужении соединяются вечерня, утреня и первый час. Такое богослужение называют всенощным бдением.

Недельный круг богослужений

Этот круг включает в себя службы, проходящие на протяжении недели. В православной церкви каждый день недели посвящен какому-нибудь событию или святому:

– воскресенье – воспоминание и прославление Воскресения Христова;

– понедельник – прославление Ангелов;

– вторник – прославление святого Иоанна Крестителя;

– среда – воспоминание предательства Господа Иудою и служба в память Креста Господня;

– четверг – прославление святых апостолов, а также святого Николая Чудотворца;

– пятница (постный день) – воспоминание крестных страданий и смерти Иисуса Христа, служба в честь Креста Господня;

– суббота (день покоя) – прославление Божией Матери, праотцев, пророков, апостолов, мучеников, преподобных, праведных и всех святых, а также воспоминание о всех усопших православных христианах.

Годовой круг богослужений

В этот круг входят богослужения, проходящие на протяжении всего года. В православной традиции каждый день года посвящается памяти какого-либо святого, празднику или посту.

Самым большим праздником у христиан является Светлое Христово Воскресение, или Пасха. Ее день вычисляется по лунному календарю – это первый воскресный день после весеннего полнолуния (в одно из воскресений в период с 4 апреля по 8 мая).

– Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – отмечается за неделю до Пасхи;

– Вознесение – отмечается на 40-й день после Пасхи;

– Троица – отмечается на 50-й день после Пасхи;

Кроме того, существуют праздники в честь великих святых и ангелов. В связи с этим все праздники делятся на господние, богородичные и святых.

Как видно из дат празднования двунадесятных праздников, они делятся на неподвижные и подвижные. Неподвижные праздники проходят каждый год в одни и те же дни, а подвижные могут быть в одни и те же дни недели, но в разные числа месяца.

Праздники также различаются по торжественности на великие, средние и малые. Великим праздникам всегда предшествует всенощное бдение.

прот.
  • прот.
  • митр.
  • прот. В. Дмитриев
  • прот.
  • игумен Петр (Мещеринов)
  • 1) В самом полном смысле понятие Христова подразумевает собрание, возглавляемое Господом , включающее светлых , ветхозаветных , выведенных Спасителем из в , всех православных , живущих и умерших (), соединенных между собою и во Христе.

    Одним из образов, которые хорошо объясняют, что такое Церковь, является Голгофа. Голгофа обычно воспринимается как образ страданий. Это, конечно, так. Но посмотрите, что из себя представляло это место во время распятия Христова. На Голгофе были собраны вместе самые разные люди: и разбойники, и воины, и фарисеи… И могло показаться, что Христа там нет. Даже ученики Христовы тогда испугались, засомневались, убежали. Они подумали: «Как же может быть, чтобы Христос умер, чтобы Он был распят?», и усомнились. Они еще по-настоящему не знали, Кто такой Христос. Думаю, что это был самый трудный момент в их жизни.
    Но именно здесь, в этом самом страшном месте и был Христос. Христос распятый, поруганный, замученный. И именно здесь, на этом месте позорной казни были Силы Небесные. Здесь были Божия Матерь, апостол Иоанн Богослов, жены-мироносицы. Но понять, узнать это присутствие Божие было очень трудно. И проходившие мимо Голгофы хулили Христа, говоря: «Сойди с креста, спаси Себя Сам».
    Вот и сегодня, приходя в Церковь, не нужно искать в ней сектантскую организованность и порядок. Прийти к Богу – дело нелегкое и не очень-то быстрое. Для этого нужно очень серьезно за себя взяться. Нужен подвиг, а не только энтузиазм, характерный для новых, молодых организаций.
    В нашей жизни сейчас чего только нет! И все это уже давно ворвалось в земную жизнь Церкви: и коммерческие интересы, и человеческое хамство, и грубость, и отсутствие любви, и тщеславие, и властолюбие, и карьеризм.
    Увидеть за всем этим Христа – очень нелегко. Задача священника и современного миссионера заключается прежде всего в том, чтобы помочь вошедшим в храм увидеть там Христа, т.е. за всей обычной человеческой суетой, в контексте труднопонимаемых для вновь пришедшего человека языка многовековых традиций и обрядов, услышать слово Христово, ощутить любовь Христову, почувствовать таинственное веяние благодати Божией.
    Ректор ПСТБИ протоиерей Владимир Воробьев

    Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
    Евангелие по Иоанну ()

    Церковь есть общество верующих в Господа Иисуса Христа, Сына Божия людей, возрожденных Им и Духом Святым, соединенных в любви и под непрекращающимся воздействием Святого Духа, достигающих совершенства.
    святитель

    Церковь есть живой организм, объединенный взаимной любовью, составляющий абсолютное единство во Христе живых и мертвых.
    священник

    Церковь не доктрина, не система и не учреждение. Церковь есть живой организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм.
    Единство Церкви вытекает из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати.
    Хомяков Алексей Степанович

    Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является.
    Первичностью Церкви объясняется то, что в Писании не содержится систематического плана, так сказать, проекта Церкви… Писание указывает на Церковь и частности ее жизни, но не определяет ее строй из самого себя.
    игумен Петр (Мещеринов)

    Церковь – это место общения с Богом, но часто можно услышать от людей «внешних», что им не нужны «посредники». Зачем нужна Церковь, если с Богом можно общаться и самостоятельно?
    – Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (). Церковь подразумевает как вертикальное общение, так и горизонтальное, причем первое не бывает без второго. Так устроен мир, что для того чтобы встретить Бога, людям нужно сперва встретить друг-друга. Природа богообщения подразумевает соучастие. Иначе человек может оказаться во власти иллюзий, его мистический опыт может оказаться фантазией, будучи принципиально субъективным. Кому-то это может показаться неубедительным, но есть вопросы, которые остаются предметом веры. Веру вообще невозможно доказать. Ее можно только принять, познать, пережить на собственном опыте.
    архимандрит Кирилл (Говорун)

    Церковь – не административный институт и даже не просто собрание единоверцев. Это двухтысячелетняя духовная традиция, построенная на реальном опыте духовно-нравственной жизни.
    священник Даниил (Сысоев)

    Старое критическое представление о том, что изначально «духовная» церковь позже закоснела и превратилась в церковь авторитарную, иерархическую, будет легко опровергнуто при более глубоком исследовании. Есть все основания согласиться с утверждением, что церковь была некоей организацией с самого начала. Настойчивое утверждение, которое встречается во многих текстах по всему Новому Завету, что те, чье положение высоко, должны служить смиренно, является ярким свидетельством в пользу предположения, что идея церкви, лишенной человеческой власти, была чужда всем эпохам новозаветной экклезиологии. Некоторые могут настаивать, что христианская община — это стадо, единственным пастырем которого является Христос. Тем не менее, такие разнородные источники, как Евангелие от Иоанна (). Он говорит коринфянам (), что в христианской общине Бог поставил первыми апостолов. Послание к Ефесянам () упоминает, что апостолы заложили фундамент Божьего дома.
    Рэймонд Э. Браун

    Что оставил Христос после Себя? Протестанты говорят, что Христос оставил сборник воспоминаний о Себе; католики – что Своим заместителем Он оставил папу. Православные утверждают, что Он просто Сам остался с нами «во все дни до скончания века».
    диакон Андрей

    Вера в Бога – по христианскому переживанию – это то же самое, что и любовь к Богу. Разве можно любить, не проявляя своей любви во внешних действиях?
    Хорошо сказал когда-то по этому поводу отец Александр Мень, который на вопрос, можно ли считать христианином человека, не посещающего церковь, ответил так: «Можно, конечно. Как может называться филантропом человек, любящий все человечество, но не сделавший ни одного доброго дела».

    Церковь – это не собрание совершенных и беспорочных людей, а духовная лечебница, о которой Господь Иисус Христос сказал: Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию (). Чем же грешники, находящиеся в ограде Церкви, отличаются тогда от тех, кто вне её? Тем, что первые бегают от греха, проходят курс лечения от своих греховных болезней, а вторые часто даже и не знают, что больны.
    Ю. Максимов

    Понравилось? Лайкни нас на Facebook