Развитие диалектики в философии. Что такое диалектика? Принципы и законы диалектики Диалектика простыми словами

В истории философии основные мыслители определяли диалектику как:

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Что такое диалектика?

    ✪ Диалектика на простых примерах

    ✪ Диалектика Гегеля и марксизм (Полная версия)

    ✪ (ÜberMarginal) Диалектика для самых маленьких

    ✪ Разведопрос: Михаил Васильевич Попов - введение в науку логики

    Субтитры

История развития понятия

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии, Китае и Древней Греции. Ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика. В восточной мудрости теоретическое мышление прошло тот же путь: опора на парность категорий мышления, поиск единого основания у различных, до прямой противоположности дозревших понятий и идей, образов и символов как в эзотерических, так и в известных всем философских направлениях и школах. Хотя для европейца их экзотическая форма не совсем привычна, но она - форма единства и борьбы противоположностей в содержании мыслимого. Она настраивала теоретическое мышление египтян, арабов, персов, индийцев, китайцев и других восточных мыслителей на осознание всеобщих его форм, на их содержательную классификацию, на поиск разумного основания их взаимоопределяемости. И в центре большинства из них - противоположность мудрого созерцания вечного смысла бытия суетному действию в мире преходящего. Путь достижения такой способности в смыслочувственно-телесном достижении гармонии с собой и миром преодолением противоположных моментов переживания и действия.

Диалектика в античности

Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в покое. Гераклит и другие греческие философы дали формулы вечного становления, движения как единства противоположностей. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского , который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов , которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма , не исключая и морали .

Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики » как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Аристотель в учении о четырёх причинах - материальной, формальной, движущей и целевой - утверждал, что все эти четыре причины существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой вещью.

В диалоге «Софист» Платон излагает учение о родах сущего. Анализируя соотношение понятий бытия , движения и покоя , Платон говорит о несовместимости покоя с движением; поскольку же и движение, и покой существуют, то, значит, бытие совместимо и с тем, и с другим. Таким образом, имеется три рода: бытие, покой, движение.

Каждый из этих трёх родов есть иное по отношению к остальным двум родам и тождественное по отношению к самому себе. В связи с этим возникает вопрос о соотношении родов тождественного и иного с родами покоя и движения: совпадают ли они между собой или различаются?

Поскольку и покой, и движение как тождественные каждый себе причастны тождественному , и при этом они различаются между собой, то ни покой, ни движение не совпадают с тождественным . Поскольку и покой, и движение как иные по отношению к другим родам причастны иному и при этом различаются между собой, то ни покой, ни движение не совпадают с иным . Таким образом, покой и движение отличны от тождественного и иного.

Поскольку из существующего одно существует само по себе, а другое лишь по отношению к чему-то, и при этом иное существует лишь по отношению к чему-то, то иное не совпадает с бытием , которое охватывает как безусловное (то, что существует само по себе), так и относительное (то, что существует по отношению к чему-то).

Платон делает вывод о пяти несводимых друг к другу родах сущего - бытии, покое, движении, тождественном и ином.

Диалектика в традиционной китайской философии

В китайской философии диалектика традиционно связывается с категориями инь и ян , восходящими к древним представлениям о взаимодействии пассивной женской силы - инь и активной мужской - ян . С точки зрения китайских мыслителей, эти категории отражают взаимосвязь и взаимопревращение противоположных сторон явления друг в друга. К примеру, «Ян» - светлое, «Инь» - темное; «Ян» переходит в «Инь» - жесткое размягчается [ ] ; «Инь» переходит в «Ян» - темное светлеет и т. д.

Наполняющие Вселенную и порождающие и сохраняющие жизнь первичные субстанции, или силы Ян и Инь, о которых говорится в книге «Ицзин», обусловливают сущность 5 элементов природы: металла, дерева, воды, огня, земли; 5 естественных состояний: влаги, ветра, тепла, сухости, холода; 5 осн. человеческих функций: мимики, речи, зрения, слуха, мышления, и 5 осн. аффектов: заботы, страха, гнева, радости, созерцательности.

Диалектика в Средние века

Господство монотеистических религий в средние века перенесло диалектику в область теологии; Аристотель и неоплатонизм использовались при этом для создания схоластически разработанных учений о личном абсолюте. У неоплатоников (Плотин , Прокл) словом «диалектика» обозначается научный метод анализа и синтеза, который исходит из Единого, чтобы к Единому вернуться. У Николая Кузанского идеи диалектики развиваются в учении о тождестве знания и незнания, о совпадении максимума и минимума, о вечном движении, о совпадении противоположностей, о любом в любом и так далее .

В немецкой классической философии

Диалектика в марксизме

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс , которые перевели её в материалистическую плоскость. Маркс материалистически понимает диалектическое развития истории, как оно описано у Гегеля. С его точки зрения все это - наука история, которую он пытается построить по научному методу.

Сознание понимается Марксом как свойство материи отражать саму себя, а не как отдельная, самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается самостоятельно. Диалектика же выступает в качестве отражения законов развития этой материи. Поэтому отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевернута с ног на голову, Следует отличать диалектику Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма. Маркс следующим образом описывает разницу между его диалектикой и диалектикой Гегеля:

Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней.

Последователями Маркса, главным образом, советскими , была создана особая философская школа - диалектический материализм . Существо этого философского подхода заключалось в том, что философия в старом смысле упразднялась, уступая место научному методу. Таким образом, задача марксиста-философа заключалась в материалистической систематизации гегелевской диалектики .

Из всей прежней философии само­стоятельное значение сохраняет… учение о мышлении и его законах - формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории.

Маркс К.., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 25.

В диалектическом материализме в 1960-1980-е гг. некоторые из ведущих идей Гегеля именовались «принципами», другие - «законами». Эта систематизация включала следующие положения:

В советское время единственной допустимой формой диалектики считалась материалистическая диалектика , и к попыткам неортодоксального её развития относились с подозрением [ ] . После распада СССР материалистическая диалектика в значительной степени потеряла своё распространение, хотя ряд авторов продолжает оценивать её позитивно. Среди авторов, предложивших оригинальные диалектические концепции, были Г. С. Батищев , А. Ф. Лосев , З. М. Оруджев , Э. В. Ильенков , В. А. Вазюлин и другие.

Диалектика сегодня

В XX веке исследованием диалектики как в историческом плане (диалектика в античности и в немецкой классической философии), так и в теоретическом занимался Николай Гартман .

Некоторые современные философы, такие как Люсьен Сев и Жан-Мари Бром вновь обращаются к диалектике, рассматривая исключительно по отношению к человеческому действию, деятельности. Они отрицают диалектику природы и существование научных законов, существующих вне человеческого действия. Однако, после Второй мировой войны, ряд философов (Ричард Левонтин , Стивен Гулд , Александр Зиновьев , Патрик Торт) широко используют диалектику в своих работах, рассматривая её и как предмет изучения. В XXI веке имеются работы Бертелла Олмана, Паскаля Шарбонна и Эвариста Санчес-Паленсиа, в которых диалектика вводится в науку, наряду с диалектическим материализмом Маркса и Энгельса.

Таким образом, диалектика позволяет делать внятными и доступными противоречия в науке (антагонистические тенденции), так сказать, необычные и парадоксальные ситуации, которые встречаются в наблюдениях и научных экспериментах.

Строго говоря, содержание диалектики меняется с прогрессом науки, ибо, в некотором смысле, это содержание есть сама наука, основанная на принципах абстракций. Вот изложение диалектических принципов, первоначально сформулированных Энгельсом (1878), в интерпретации Ж. М. Брома: (Принципы диалектики, 2003): 1. Движение и изменение. 2. Взаимодействие (или взаимозависимость) 3. Противоречие как сила созидания 4. Переход от количества к качеству (цепи и разрывы). 5. Отрицание отрицания: тезис, антитезис и синтез (принцип развития по спирали). Заметим, что Жорж Политцер (1936) совмещает принципы 3 и 5. Это не вызывает неудобства, так как содержание принципов ещё не было определено… Изменение наших научных знаний ведет к постоянному пересмотру содержания этих принципов.

Материалистическая диалектика нашла ряд подтверждений в биологии (Ричард Левонтин, Стивен Гулд). Живые организмы своим физико-химически детерминированным развитием (см. Пригожин) и определенным содержанием информации, подчинены бесконечным изменениям в своем метаболизме и эволюции. В этом смысле, концепция диалектики природы, предложенная Энгельсом, может быть использована.

Согласно Эваристу Санчес-Паленсиа, диалектика позволяет разрешать противоречия в науке, необычные и парадоксальные, во всех видах знаний, включая прикладную математику, однако в первую очередь социологию и психологию. Фактически, по его мнению, диалектика не является логикой со своими точными законами, а более общим каркасом, в который вписываются эволюционные явления.

Критика и оценки диалектики

Николай Гартман

…в диалектике есть что-то тёмное, непрояснённое, загадочное. Тех, кто были в ней сильны, во все времена было совсем немного, это были единицы. В древности - три или четыре головы, способных к умозрению. В Новое время во всяком случае не больше - по крайней мере таких, которые создали что-нибудь заметное… Определённо существует нечто вроде диалектического дара, который можно развить, но которому нельзя научиться. Примечательно, что и сами диалектически одарённые головы не раскрывают тайну диалектики. Они владеют и пользуются методом, но передать то, как они это делают, они не могут. Наверняка они сами этого не знают. Это - как творчество художника. Сам творящий не ведает закона, по которому творит; но он творит по нему… Гениальные и конгениальные следуют этому закону слепо и безошибочно, как лунатики. :652

В области философских систем Гегель явил нам поучительный феномен высокого штиля. Многократно оспоренная диалектика - внутренняя форма его мышления - выходит к нам из его творений и захватывает пронизывающей предмет силой. При этом знание о её сущности всегда было и осталось ограниченным. Он воспринимал её как высший модус «опыта», но эти скупые указания не открывают нам тайны этого опыта. Мы должны искать её в его предметных исследованиях, то есть в целостности его жизненной работы. :636-637

Гартман считает, что исследование какого-либо метода в принципе вторично по отношению к применению этого метода. Сначала кто-то прокладывает путь познания, «отдаваясь» предмету и совсем необязательно зная, как он это делает, а потом на проложенном участке пути кто-то другой «наводит порядок». :636-637

Карл Поппер

См. также

Примечания

  1. Диалектика / Михайлов, Ф. Т. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мысль , 2010. - 2816 с.
  2. Диалектика - БСЭ - Яндекс.Словари (неопр.) . Дата обращения 28 апреля 2013. Архивировано 29 апреля 2013 года.
  3. Диалектика // Современная энциклопедия. 2000. (неопр.) . Дата обращения 19 декабря 2014.
  4. Сократ // : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров
  5. Джохадзе Д. В.  Античный диалог и диалектика // Философия и общество. 2012. № 2. С. 23-45.
  6. Философия // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  7. Энциклопедия (неопр.) Архивировано 10 мая 2013 года.
  8. Платон . Софист
  9. Диалектика Платона // Асмус В. Ф. Античная философия
  10. Китай - БСЭ - Яндекс.Словари (неопр.) . Дата обращения 30 апреля 2013.

В современной науке есть несколько теорий, которые описывают работу различных систем. И наиболее точно описывающей разнообразные изменения, которые происходят с явлениями и предметами окружающего мира является диалектика. В Древней Греции под этим понятием понимали спор или же диалог. Со временем его стали использовать для обозначения противоречий не только в процессе философского спора, но и в природе, в мире. Целостная концепция диалектики была разработана великим немецким философом Гегелем.

Предыстория диалектики

Иными словами, задумываться о том, что такое диалектика, человек начал еще на заре своей истории, когда впервые устремился к пониманию закономерностей, действующих в окружающем его мире. Люди поняли, что знание данных механизмов может существенно помочь им в повседневной, реальной жизни, являясь способом понимать ее и, по возможности, преобразовывать.

Понятие

Диалектикой в философии сегодня называется способ аргументации (а также одна из форм рефлексивного теоретического мышления), который исследует противоречия, заложенные в содержании мышления. Слово «диалектика» в перевод с древнегреческого языка означает «искусство спорить, вести рассуждение».

Оно стало известным благодаря работам Платона, в частности, его произведения «Диалоги». В них двое или более участников беседы могли вести между собой разговор, и при этом придерживаться разных мнений. Однако они стремились найти истину путем обмена имеющимися у них мнениями. Уже начиная с работ Гегеля направление диалектики, начинает противопоставляться метафизике - учению о неизменности вещей, независимости их друг от друга.

Другие определения

В истории философии можно найти немало других определений того, что такое диалектика.

  • Гераклит считал, что под этим термином необходимо понимать учение о становлении, а также изменчивости бытия;
  • Платон под диалектикой понимал способ расчленения и связывания различных понятий с той целью, чтобы постичь высшую идею, сущность вещей;
  • Аристотель понимал под диалектикой науку, которая касается общих положений, которые могут быть найдены в любом научном исследовании;
  • Джордано Бруно и Николай Кузанский понимали под данным термином учении о совмещении противоположных по своей сути явлений;
  • Кант считал, что диалектика - это метод, позволяющий разрушить иллюзии, свойственные человеческому разуму. Ведь стремясь к познанию истины, он неизбежно запутывается в противоречиях.
  • Гегель, детально описавший принципы и законы диалектики, понимал под данным термином метод познания существующих противоречий, которые являются движущими силами развития.

В марксизме-ленинизме диалектика считалась учением, которое ложится в основу познания реального мира и его революционного преобразования

Диалектические принципы кратко

Было выделено несколько основных принципов диалектики. Кратко можно описать их следующим образом.

  • Вещи в мире находятся в связи между собой. Под этим принципом понимается, что каждый предмет или явление в материальном мире находится в связи с другими вещами. Например, каждый представитель животных включен в биологическую цепочку; предметы окружающего мира связаны с планетой Земля; последняя, в свою очередь, связана с Солнечной системой и так далее.
  • Принцип развития - поступательного движения, перехода от одного состояния к другому. Обычно развитие противопоставляется «творению», «взрыву». Нередко говорят, что оно должно иметь какую-либо цель, однако в диалектике это не всегда так. К примеру, сложно судить о какой-либо цели развития в природном мире. Невозможно предсказать и отдаленные задачи, которые преследует эволюция человеческого общества.
  • Принцип отрицания - каждое новое состояние предмета находится в противопоставлении к предыдущему.

Понятия и категории

Итак, мы разобрали, что такое диалектика. Однако данный метод в философии не исчерпывается только лишь одним определением и теми законами, которые ему свойственны. В этом направлении есть также и ряд диалектических закономерностей, которые выражаются в различных сущностях, или же понятиях.

Одновременно с формулировкой основных принципов диалектики были разработаны и ее основные категории. Они являются наиболее общими понятиями, которые отражают самые существенные связи между явлениями и предметами окружающего мира. Они собраны в определенную систему, в которой и находится само содержание диалектического метода. Чаще всего можно услышать о следующих основных категориях диалектики: субъект и объект познания, материя, сознание, мышление, сущность, явление, единичность, случайность, необходимость.

Понятия о вещах и явлениях

Также существуют и основные категории диалектики, которые относятся к вещам и явлениям окружающего мира. Они отражают различные стороны предметов, а также процессов, которые имеют место в реальности. Это такие понятия, как "вещь в себе", явление, сущее, движение, мир (космос), форма и содержание.

Основные принципы: закон системности

Данное положение является одним из основных. Закон системности формулируется следующим образом: все в мире связано между собой. Нет ни одного предмета или явления, который существовал бы вне зависимости от другого. Система в диалектике является одним из основополагающих понятий. Ее образуют несколько элементов, которые зависят друг от друга. Связи и отношения между различными элементами системы образуют ее структуру.

Познавательное значение этого закона заключается в том, что весь мир (включая также и самих людей) может быть представлен в виде сущности, где достаточно иметь знания о тех элементах, из которых состоит данная система, и об отношениях между ними. Тогда человек, если он, правильно определил ту или иную систему и ее сущность, становится способным познать ее суть.

Закон единства противоположностей

Это одна из наиболее сложных проблем диалектики. Одними из важнейших понятий данного закона являются «тождество» и «одинаковость», «различие» и «неодинаковость», «противоположность». Согласно данному закону, источник развития каждой вещи находится в ней самой. И любой предмет или же явление окружающего мира содержит в себе такие элементы, которые в принципе друг с другом не совместимы.

Единство противоположностей состоит в том, что они, на самом деле, неразрывно между собой связаны, и взаимно друг друга обусловливают. Например, частное можно выделить только лишь на фоне общего, и наоборот. Борьба противоположностей заключается в том, что они стремятся друг друга уничтожить, исключить. Крайней точкой этого противостояния является противоречие. Уход из данной крайней точки - представляет собой снятие противоречий, наступление необратимых изменений.

Данный закон формулируется следующим образом: все предметы и явления окружающего мира существуют по той причине, что они развиваются. Иными словами, их качественные и количественные показатели постоянно меняются. Не может быть ни одной сущности в действительном мире, которую бы не затрагивал этот закон.

В качестве примера действия данного закона в природе можно назвать факт из физики: свет является одновременно волной и частицей, как бы объединяя в себе несовместимые противоположности.

Закон отрицания

Данный принцип является также одним из основополагающих в объективной диалектике. Состоит он в том, что новое состояние объекта всегда отрицает старое, и при этом оно также становится отрицаемым новейшим состоянием. Данный принцип выражает преемственность в диалектике, повторяемость некоторых свойств низшей стадии развития на более высоких этапах.

Смысл данного закона заключается в том, что процесс развития всегда происходит по спирали. Развитие предполагает отрицание предыдущей стадии, однако затем и эта стадия также отрицается, и предшествующая стадия возвращается, однако уже в несколько ином качестве. Таким образом, с помощью этого закона иллюстрируется связь, которая существует между старым состоянием объекта окружающего мира, и новым.

Новое состояние с течением времени неизбежно стареет и исчезает. Например, тем людям, которые заинтересованы в своем развитии, невозможно уйти от отрицания своих старых свойств и приобретения принципиально новых состояний. Под старым понимаются разрушающиеся элементы когда-то существовавшей системы, те связи, которые имелись между ними. Новое же представляет собой элементы и соединяющие их связи, которые способствуют преобразованию системы, изменению ее функциональных возможностей.

Примеры действия данного закона в жизни:

  • Смена различных экономико-политических укладов в обществе;
  • Смена старшего поколения младшим;
  • Отмирание старых клеток в организме и появление новых.

Принцип перехода изменений качественных в количественные

При изучении принципов и законов диалектики необходимо учитывать, что все они взаимосвязаны между собой. Ведь эти закономерности отражают те законы, которые действуют в нашем мире. Даже на уровне простого обывателя можно заметить, что явлениям окружающего мира свойственна повторяемость, упорядоченность.

Основные понятия, применимые к данному закону, следующие:

  • Качество - равная бытию определенность, мера каких-либо характеристик предмета или явления, которая обладает стабильностью.
  • Количество - измеримые параметры предмета или объекта.
  • Мера - единство двух вышеперечисленных категорий. При определенном количестве изменений количество превращается в качество. Изменения в последнем не могут происходить до бесконечности.

Данный закон формулируется следующим образом: развитие объекта происходит путем накапливания количественных изменений, которые рано или поздно переходят в качественные (которые тоже в свою очередь являются условиями для новых изменений количественного плана). Иными словами, качество постепенно накапливается - так постулирует классическая диалектика. Пример в данном случае обычно приводится следующий: почка на дереве постепенно набухает и увеличивается, однако от этого она совершенно не перестает быть почкой.

В качестве еще одного примера можно привести действие нагревания воды. Если постепенно нагревать ее на один градус по Цельсию, то количественные показатели будут накапливаться, и рано или поздно перейдут в качественные - вещество перейдет в состояние пара.

Взгляды Гегеля

Иногда вышеперечисленные принципы называются законами диалектики Гегеля, поскольку в данном виде они были впервые сформулированы немецким философом. В трудах Гегеля есть немало моментов, которые отличают его от предшественников. Например, в отличие от Канта, в его философии нет понятия о феноменах и ноуменах, поскольку категории сознания в действительности принадлежат не только человеческому разуму, но также и свойственны предметам и явлениям окружающего мира. Гегель считал, что любой процесс развития всегда происходит в рамках описанной диалектической триады. Согласно законам диалектики Гегеля, сначала происходит выдвижение тезиса. Затем возникает антитезис. Между ними происходит конфликт, который вызывает синтез противоположностей. Когда достигается эта ступень, процесс повторяется заново.

Особенности диалектики немецкого философа

Гегель, предложив новое понимание того, что такое диалектика и ее теорию развития, выразил свои идеи в двух принципах и трех законах. Последние были описаны выше и известны под названием трех законов диалектики. Первый из них состоит в том, что «все связано со всем». Однако что значит этот принцип, философы до сих пор затрудняются ответить. Например, каким образом может быть связано изучение диалектики Гегеля с проведением карнавалов в Венеции. Второй принцип - «Все в мире находится в процессе развития». Данный принцип, как было указано, невозможно приложить к природе и прогрессу общества.

Диалектика в качестве теории развития

Впервые диалектика как учение о развитии была также интерпретирована Гегелем, установившим, что истина может быть найдена не в готовых научных изысканиях, а в постоянном процессе познания. Различные явления прошлого, те общественные порядки, которые царили раньше, представляли собой те ступени развития, на основе которых происходила своеобразная эволюция от низшей ступени к высшей. Для диалектического метода нет ничего раз и навсегда установленного.

Уже две с половиной тысячи лет назад вместе с философией зародилась ранняя диалектика.

Диалектика в философии - это теория о закономерности и развитии всего сущего, которое связано между собой. Согласно ей, все в мире имеет внутренние противоречия, которые и становятся главной движущей силой развития.

Первые философы, еще до того, как сформировалось само понятие, уже использовали диалектику для объяснения природы материи, общества, человеческого духа.

Считается, что первым, кто употребил термин «диалектика», стал . Этим понятием он обозначил умение вести диалог и диспут, при котором обсуждается проблема и ищутся пути ее решения через противостояние диаметральных мнений. Учеником Сократа, Платоном, диалектическое мышление было определено как высшая форма метода познания.

Софистам данная концепция использовалась как способ заработка с помощью своего интеллекта. А в средневековье и позже, вплоть до XVIII века под этим термином понималась обычная логика, которую преподавали в школе.

Не признавал диалектику как часть философии и называл ее иллюзорной за то, что эта доктрина не опиралась на опыт, а была метафизична.

Тема диалектики в ее современном значении впервые была затронута Гегелем в его трудах. Он называл ее навыком, который позволяет находить противоположности в самой реальности. В XX веке последователи марксизма пытались развить свое учение, опираясь на данную теорию.

Период античности

Понятие «диалектика» появилось еще в античности. Первоначально она носила стихийный характер.

Наиболее полно суть диалектизации философии изложил Гераклит. Согласно его работам, в мире непрерывно происходит вечный процесс появления и исчезновения. Вслед за ним и другие мудрецы Древней Греции в своих работах воспринимали действительность как изменчивую структуру, которая объединяет в себе противоположности.

Диалектичность философии классического периода заключалась в совмещении идеи вечного движения всего сущего, но представлении Космоса как единого целого, пребывающего в покое.

Сократ много сделал для развития диалектики. Его метод интеллектуальных споров как пути к истине повлиял на всю последующую античную философию.

Платон развил мысль своего учителя, не только проводя поиски истины с помощью вопросов и отчетов, но и объединяя противоречивые сведения о предмете спора в одно целое. Свои работы Платон оформлял в виде диалогов.

Аристотель взял идеи Платона, прибавил к ним учение об идейном потенциале и энергии. В результате возник способ познания реального космоса через обобщение всех движущихся вещей в движение самой действительности.

Традиционная китайская философия

Вопрос диалектичности зародился вместе с самой философией. Это произошло почти одновременно в землях Средиземноморья, Китае и Индии.

Стихийная диалектика была распространена среди обитателей . Первые мудрецы даосизма в своих рассуждениях вывели идеи невозможности существования в мире чего-либо неизменного. Все приходит и уходит, рождается и умирает, появляется и разрушается.

Философские изыскания даосистов, подобно древним грекам, опирались на идею сдвоенности категорий мышления, и поисков их общего начала. Борьба и единство антиподов отразились на двойственности мышления китайских мудрецов. Они искали неразрывное начало в различных, иногда противопоставленных друг другу идеях, образах, символах и понятиях.

Так зародились традиционные символы инь и янь: они противопоставлены друг другу, но взаимосвязаны и на изображении переходят один в другой. Если инь – темное, янь – светлое. Инь переходит в янь – темное светлеет, янь переходит в инь – светлое темнеет.

Инь и янь – это первичные субстанции, которые используются как в философском, так и эзотерическом направлении познания мира.

С помощью данных обозначений была сформулирована основа традиционного китайского учения: лицезреть вечное в суетности мира преходящего и постигать гармонию.

Средние века

Диалектика философии продолжила свое развитие в средневековье. Главенство религиозного монотеизма перевело диалектику в теологическую область. В отличие от античности, ее трактовали уже по-другому. Обычно под этим понятием означалось любое искусство дискуссии, если заданные вопросы и последовавшие ответы были правильными и доводы подобраны правильно, а рассматриваемая тема логически проанализирована еще до того, как была озвучена слушателям.

Диалектичность средневековья по своей сути опиралась на коллективизм феодальное общество.

Мыслители того времени пытались выполнить глобальную цель: обрести рай, на небесах или на земле. Основной проблемой, подлежащей рассмотрению, был переход от несовершенной реальности к идеальному будущему.

В своих учениях религиозные мыслители объединяли земной мир с идеальным небесным миром, от Бога-Сына к Богу-Отцу через Бога-Духа. Их целью оказывалось стремление охватить две ипостаси мира: телесную и духовную, низменную и возвышенную, земное и небесное, жизнь и смерть. И диалектика для средневековых философов выступала как предпосылка для решения данной проблемы.

Стоит отметить, что уже в средние века философия выработала все основные элементы диалектики, которые позднее включил в свои труды Гегель и которые используются и в наше время.

Классическая немецкая философия

С конца XVIII века в истории диалектики наступил новый этап. Связан он с работами немецких философов. В своих научных трудах мыслители Германии сделали основой диалектики понятие идеала. Диалектическое учение стало универсальным методом познания мира. Немецкие мыслители считали диалектику первоначалом бытия.

Работы Канта об антиномии, противоречиях разума стали значительным шагом для всей философии в целом и диалектики как ее части. В них представитель немецкой философии выразил объективные противоречия . Сам Кант считал их причиной самопротиворечия разума. Антитезисы, иллюзии разума, которые тот порождает в стремлении к абсолютному знанию, разоблачаются диалектикой.

Другой философ Германии – Фихте, применил диалектику как способ восхождения от одного к другому через противоположности. Точкой отсчета, относительно взглядов немецкого ученого, является самосознание.

Последователь Канта, философ Шеллинг, развивал в своих трудах понимание противоречивости природных процессов.

Тема диалектики занимает центральное место в работах Гегеля. Многие философы обращались к этой теме до него. Но именно этот философ внес большой вклад в развитие диалектики.

Этим термином он обозначает перерождение одного определения в другое, при котором открылось, что они оба отрицают сами себя, потому что являются односторонними и ограниченными.

Гегель преподнес миру главные законы диалектики в философии:

  1. Отрицание отрицания. Борьба со старым через преемственность развития возвращает к старому, но в новом качестве.
  2. Метаморфозы количества изменений в качество и обратно.
  3. Борьба и единство противоположностей.

Гегель трактовал диалектику как единственно верный, пусть и своеобразный, способ познания, который противостоит метафизике.

Марксизм

Диалектика была одним из главных методов для марксистских философов. Маркс и его последователи пользовались в своих трудах принципом диалектики, переводя его в материалистическую область. В материи происходит отображение самой себя. Она находится в постоянном движении и автономном развитии. В диалектике отражаются материалистические законы развития. Маркс противопоставил Гегелю свою трактовку диалектики. Он считал, что первичен не дух, а материя, вечная и бесконечная. Поэтому и диалектический метод основоположник марксизма использовал для осмысления законов развития действительности, а не теоретических представлений об этом.

Для материализма диалектическое учение являлось в первую очередь закономерностью экономического развития, из это следует, что оно становится закономерностью всего. Диалектику последователи марксизма определяли, как залог развития прогресса по пути глобального благополучия всех людей в мире.

Маркс вывел свою триаду: тезис-антитезис-синтез. Капитализм является тезисом, антитезис представлен диктатурой пролетариата, а их синтезом – достижение общего счастья для всего общества без разделения на классы.

Описывая развитие материи, соратник Маркса Энгельс опирался на труды другого немецкого философа, Гегеля и его законы диалектики:

  • отрицание отрицания;
  • единство и борьба противоположностей;
  • переход из количества в качество.

Особое место в трудах марксизма отведено закону о борьбе противоположностей. Именно опираясь на него, Ленин развил теорию Маркса и пришел к выводу о неизбежности мировой революции пролетариата.

СССР и современная Россия

В период Советского союза единственной разрешенной диалектикой оказалась материалистическая. Сутью этого учения стало то, что старое понятие философии, основанное на теоретических рассуждениях, упразднилось. Ее место занял научный подход. Диалектику философам новой идеологии следовало систематизировать в соответствии с позициями материализма. Выведенные ими законы стали сутью бытия и познания для советских граждан.

По мнению Ленина и его последователей, целью материалистической диалектики стало научное понимание объективной реальности, для чего необходимо обобщение всех человеческих знаний. Советские философы пытались на основе теоретических работ Маркса и Гегеля вывести обоснование идеи Ленина о неизбежном крахе буржуазии и торжестве пролетарского мировоззрения. Именно пролетариат был выведен как воплощение диалектики в мире материи. А сама диалектика – как его теоретическое оружие.

Распад СССР внес свои коррективы, появились новые оригинальные концепции диалектики. Хотя часть мыслителей современности продолжают придерживаться ее марксистко-ленинской трактовки. Многие современные философы России не выступают открыто против материалистической диалектики прошлого, но признают ее устаревшей из-за главного для последователей Ленина революционного принципа: закона единства и борьбы. Хотя отмечается, что материалистическая теория обладает стройной системой законов, которые гармонично связаны между собой.

Современный мир

Современная диалектика развивается в нескольких направлениях. Можно отметить активное использование наработок этого философского учения в различных науках для разъяснения противоречий. В прикладной математике, социологии и психологии. Квантовая механика, генетика, кибернетика, астрофизика – все они обрели теоретическое осмысление законов природы через диалектику.

Приверженцы ее материалистической концепции смогли найти ряд подтверждений своей теории в мире биологии, выявив, что происходит непрерывное изменение живых организмов под воздействием эволюции и метаболизма.

Некоторые современные философы ограничивают диалектику лишь в рамках деятельности человека. Диалектику природы и ее законов вне человеческого общества они не принимают в расчет.

Содержание, которое вкладывается философами в понятие «диалектика» меняется вслед за научным прогрессом. Современная научная картина мира диалектична по своей сути. Любая система рассматривается как конкретное единство и расчлененная целостность одновременно. Во главу всего ставится внутренняя связь вещей, а противоречие выступает как главный принцип научного исследования.

Диалектика - это универсальная теория развития всех изучаемых нами аспектов действительности (духа, материи, сознания, познания и т.д.). Также под диалектикой понимают основанный на данной теории метод познания всего сущего.

Основоположник диалектики - немецкий философ Георг Гегель, наиболее известными работами которого являются «Феноменология Духа» и «Наука логики». В философской системе Г. Гегеля понятие диалектики играет главную роль. В историю философии Г. Гегель вошёл как один из главных создателей немецкой классической философии и философии романтизма.

Диалектика посредством специальных законов, принципов и категорий отражает развитие любого рассматриваемого аспекта действительности. Потому главным вопросом диалектики является вопрос: «Что есть развитие?».

Под развитием понимают такое изменение материальных и идеальных объектов, какое выводит сам объект на новый, более высокий уровень организации.

Закон - это объективные повторяющиеся связи между явлениями и внутри явлений окружающей действительности. Диалектические законы в отличие от законов естественных наук обладают также свойством универсальности.

Существует три основных закона диалектики :

1. единства и борьбы противоположностей;

2. переход количества в качество;

3. отрицания отрицания.

Единство и борьба противоположных начал есть внутренний источник развития всего сущего. Закон единства и борьбы противоположностей опирается на предположение о том, что из противоположных начал состоит всё сущее. Эти начала являются едиными по своей природе, но при этом находятся в состоянии борьбы, так как противоречат друг другу. В качестве примеров здесь можно назвать добро и зло, жизнь и смерть, чёрное и белое.

Закон перехода количественных изменений в качественные гласит, что при некоторых изменениях количественного характера в каком-либо объекте действительности непременно меняется его внутреннее качество. Но изменение качества явления имеет объективный предел. Ведь изменение качества неизбежно приводит к изменению меры, то есть к выходу за границы установившейся ранее системы координат. Например, при постепенном охлаждении воды, то есть при изменении количественного параметра - температуры, будет меняться её качество, но по достижению температуры в 0 градусов по Цельсию вода изменит своё агрегатное состояние.

Под количеством понимается исчисляемый параметр какого-либо явления, такой как объём, число, вес и т.д. Качество есть некоторая постоянная объективная система характеристик и связей явления. Понятие меры объединяет в себе количественные и качественные параметры явления.

Согласно закону отрицания отрицания, всё новое, что отрицает старое, занимая его место, само постепенно превращается из нового в старое и на следующем этапе развития отрицается чем-то ещё более новым. Примером действия данного закона может служить процесс ежедневного отмирания старых кровяных клеток и замены их новыми клетками. Отрицание и преодоление старых форм существования новыми есть фактор развития предметов и явлений действительности.

К основным принципам диалектики исследователи относят принцип историзма, принцип всеобщей связи, принцип системности и принцип причинности.

В настоящее время диалектика рассматривается как теория развития, которая основывается на противоречивом характере отношений всех форм бытия.

Понятие и принципы диалектики

Принципами называют основополагающие идеи, определяющие практическую или духовную активность человека, например в построении какой-либо системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают:

  • принцип всеобщей связи;
  • принцип развития всех .

Говоря о принципе всеобщей связи , подразумевают, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных друге другом линиями (связями), то увидим, что каждый человек состоит в связи со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле.

Особое значение имеет понятие «закон ». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме юридических существуют другие законы. Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.

Связи между различными вещами и явлениями в природе имеют объективный характер. Независимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые естественные связи называют законами природы .

Диалектические отношения в духовной сфере

Духовная сфера общества по своей сути сходна с экономической сферой, только продуктами здесь являются не вещи, а идеи и образы. Она включает отношения, возникающие между людьми в процессе производства, освоения (потребления) и передачи (распределения и обмена) духовных ценностей. По аналогии с отраслями производства материальных благ в духовном производстве можно выделить , .

Еше в дописьменный период люди накапливали знания в области морали, религии, искусства и передавали их следующим поколениям. Эти знания формировались стихийно. Так же как владение материальными благами, владение духовными ценностями имело коллективный характер.

С развитием письменности, а позже с множественными процессами разделения общественного труда, усложнением социальной структуры, развитием государств некоторые специальные знания становятся товаром. Они приобретаются в процессе обучения за определенную плату, т. е. и здесь возникают своего рода отношения обмена. Появление философских школ, возглавляемых духовными авторитетами, борьба идейных течений свидетельствуют о явной частнособственнической претензии на определенные знания.

Античность характеризовалась множественностью учений о природе, об общественном устройстве, множественностью божеств. Средние века в Западной Европе — это господство единобожия, борьба христианства со всевозможными ересями. Такое единомыслие требовало однообразия в морали, праве, философии, искусстве, знаниях о природе. Эпоха Возрождения и Новое время представляют собой возврат к множественности в области духовного производства.

В настоящее время приходится говорить о двух противоположных тенденциях в развитии отношений в духовной сфере общества. С одной стороны, потребности гуманизации и демократизации общественных отношений диктуют необходимость терпимости к идейному плюрализму (множественности). С другой стороны, процессы глобализации во всех сферах общества ведут к пропаганде однообразных духовных ценностей.

Подводя итоги рассуждений об общественном развитии, можно заметить, что общество развивается под воздействием объективных и субъективных факторов. Объективные факторы действуют независимо от сознания людей. Это законы природы и естественные зависимости между социальными субъектами. Они реализуются в том числе в соответствии с законами диалектики, что было показано выше. Субъективные факторы - это осознанная активность и волевые усилия людей: творчество выдающихся личностей, наличие или отсутствие организаторских способностей и инициативы у лидеров общества, социальные институты, использование технических объектов и т. д.

История человечества показывает, что активность является способом существования общества. Только активное противостояние стихиям природы, стремление к преобразованию окружающей среды позволили разрозненным группам превратиться в общество. Дальнейшее развитие общества также зависит от упорной духовной и практической активности людей.

Возможность выбора тех или иных решений создает условие для альтернативности общественного развития, наличия вариантов эволюции, которые исключают друг друга. История человечества — это цепь уникальных событий, поскольку нет ни одного народа, государства с одинаковой исторической судьбой. Ступени человеческой истории характеризуются многообразием путей и форм общественного развития.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook